Власти Австралии все-таки внесли изменения в режим недропользования, обложив дополнительными налогами проекты по производству СПГ, пишет Reuters. Речь о налоге на ренту за топливные ресурсы (Petroleum Resource Rent Tax, PRRT): правительство приняло 8 из 11 рекомендаций по результатам обзора правил трансфертного ценообразования на газ, проведенного Минфином страны, включая главное предложение об ограничении с 1 июля 2023 года доли облагаемого налогом дохода по проектам СПГ, которая может быть компенсирована за счет вычетов, до 90%.
Согласно ранее действующим правилам, большинство австралийских проектов по производству природного газа не должны были платить сколько-нибудь значительные суммы PRRT до 2030-х годов.
Австралийское правительство рассчитывает получить от газовой отрасли дополнительные $1,6 млрд налогов в ближайшие четыре года — в дальнейшем приоритет страны будет отдан водородной энергетике. Оффшорная индустрия СПГ будет платить больше налогов и обеспечит достаточные для внутреннего рынка поставки природного газа. Одновременно Австралия должна остаться надежным инвестпартнером и поставщиком энергоресурсов на международный рынок, считают в правительстве. Австралия соперничает с Катаром и Соединенными Штатами за лидерство по объемам поставок СПГ на мировой рынок.
В стране работают 10 заводов по производству СПГ под управлением Woodside, Chevron, Santos, Inpex, ConocoPhillips и Shell. По мнению выступившего с заявлением руководства Woodside Energy Group, «чрезмерное увлечение» налоговой реформой подорвет доходы и перекроет инвестиционные потоки, необходимые для увеличения предложения сжиженного природного газа на мировых рынках.
Одновременно австралийское правительство анонсировало включение в государственный бюджет программы Hydrogen Headstart на $1,4 млрд. Большая водородная программа страны ориентирована на ускорение производства и экспорта этого энергоносителя. По мнению экспертов Reuters, новые планы Австралии по увеличению инвестиций в производство возобновляемого водорода станут катализатором для развития возобновляемой энергетики и декарбонизации. Бюджетные средства будут направлены на поддержку крупномасштабных проектов по выпуску «зеленого» водорода с использованием «контрактов на конкурентное производство». По мнению Австралийского совета по водороду, этот вид контрактов станет рыночным механизмом поддержки доходности флагманских водородных проектов и поможет вводить в промышленную эксплуатацию «все больше и больше крупных водородных проектов».
По информации австралийского Минэнерго, новые правительственные инвестиции будут ограничены производством «зеленого» водорода на основе возобновляемых источников энергии. Потенциальный портфель австралийских проектов в этом сегменте на сумму 300 млрд австралийских долларов оказался под угрозой «из-за международной политики, такой как Закон о снижении инфляции», утверждают в министерстве.
Fortescue Future Industries, энергетическое подразделение четвертого по величине в мире производителя железной руды Fortescue Metals Group, выступило с заявлением о поддержке инвестиционной стратегии австралийского правительства. FFI развивает производство «зеленого» водорода. За последние несколько лет компания объявила о заключении десятков соглашений на ранней стадии с правительствами по всему миру, нацеленных на экспорт из Австралии водорода. Fortescue Future Industries надеется снизить выбросы, повысить энергетическую безопасность страны и создать новые рабочие места.
В области водородной энергетики страна тоже столкнулась с жесткой конкуренцией со стороны США, Европы и Ближнего Востока. Новые меры представляют попытку вернуть инвесторов в «зеленые» проекты Австралии. Инвестиционные потоки в этом сегменте австралийской экономики, по мнению Reuters, пострадали после принятия в Штатах протекционистского «Закона о снижении инфляции», предоставившего налоговые льготы для низкоуглеродных водородных проектов и дешевые кредиты для ВИЭ.