Нефтегазовые воды из отходов могут превратиться в дополнительный доход. В год они способны принести компаниям до $13 млрд за счет добычи из них лития.
К 2030 году нефтегазовые компании смогут добывать 56 тыс. тонн карбоната лития (LCE) в год, а к 2035 году — 206 тыс. тонн, а к 2040 году эта цифра может составить 397 тыс. тонн.
В настоящее время уже существуют пилотные проекты по добыче этого металла. Так «Газпром» с 2025 года намерен производить литий на Ковыкте. Перспективные запасы металла содержатся в Лено-Тунгусской нефтегазовой провинции, в Урало-Поволжье и на Северном Кавказе.
Издание «Коммерсант» со ссылкой на аналитиков «Выгон Консалтинг» пишет, что себестоимость производства лития из нефтегазовых вод может конкурировать с проектами добычи руды. На разработанных месторождениях стоимость производства этого металла может быть даже ниже.
Напомним, что до 2022 года Россия импортировала по 9 тыс. тонн лития из Чили и Аргентины. В настоящее время металл может идти из Боливии. Сейчас большая часть лития используется в оборонной промышленности, космической и атомной. Однако перспективы лития сосредоточены в области сохранения энергии, а именно литий-ионных батарей для электромобилей. И именно транспортный сектор может дать основной прирос спроса на данный металл.
Стоит отметить, что литий называют металлом будущего. В России конце 2023 года планируют выставить на торги несколько участков недр для добычи LCE рудным способом. В Чили и вовсе литиевую промышленность рассматривают как шанс для рывка в экономике, поэтому все компании, желающие добывать литий в стране, обязали сотрудничать с государством. Боливия, в свою очередь, предлагает создать похожую на ОПЕК организацию стран-экспортеров лития.