Решить внутренние проблемы газовой отрасли за счет экспортных доходов не удастся, считает заведующий отделом исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
«Теплая зима начала 2023 года и падение цен на природный газ существенно снижают экспортную доходность в текущем году при одновременном сокращение объемов экспортных поставок. Откуда „Газпром“ возьмет средства на газификацию, переориентацию на Восток и покрытие убыточных поставок?» — беспокоится Кулагин.
Согласно его подсчетам, в текущем десятилетии доходы от трубопроводных поставок в Китай по «Силе Сибири-1» пойдут только на покрытие текущих затрат, уплату налогов и компенсацию инвестиционных затрат.
«О прибыли пока речи не идет», — отметил Кулагин, выступая в ходе Национального нефтегазового форума в московском Экспоцентре.
Высокая законтрактованность китайского рынка может привести к тому, что потребности в дополнительном импорте газа не будет, и газовые поставки будут конкурировать с собственной газодобычей в КНР. В результате ценообразование на газовом рынке Китая может оторваться от мирового. По словам эксперта, дальнейшая организация экспорта природного газа из России в КНР требует взвешенного и прагматичного подхода.
Получается, что в результате поворота российского газа на Восток не будет ни прибыли, ни денег на социальную газификацию. Если такой же бизнес будет организован и с Турцией в рамках создания турецкого газового хаба, то становится понятно, почему «Газпром» хочет либерализовать цены на газ на внутреннем рынке — потери на зарубежных рынках будут компенсированы за счет рынка внутреннего, а за социальную газификацию в итоге все равно сполна заплатят российские потребители