Posted 21 апреля 2023, 09:10
Published 21 апреля 2023, 09:10
Modified 21 апреля 2023, 10:04
Updated 21 апреля 2023, 10:04
После того, как крупные НПЗ Китая — государственные и частные — возобновили закупку российской нефти, мелким частным переработчикам, т. н. «чайникам», пришлось переключиться на более дешевую иранскую нефть, пишет Reuters.
По данным Refinitiv, Kpler и Vortexa, китайские госкомпании PetroChina и Sinopec, переставшие покупать нефть у РФ после 5 декабря из-за санкционных ограничений, возобновили покупки в феврале. Вслед за ними частные Hengli Petrochemical и Jiangsu Eastern Shenghong Co покупают российское черное золото в марте. Так, в марте Hengli в Даляне получил четыре партии малосернистой нефти марки ESPO (ВСТО) объемом около 740 тыс. баррелей каждая, еще две партии — в апреле. По данным Kpler, Shenghong импортировала сырую нефть марки Urals объемом около 720 тыс. баррелей в марте и 1 млн баррелей в апреле. Государственная PetroChina купила партию Urals в объеме 1 млн баррелей через порт Мейд-Айленд в Мьянме, который связан трубопроводом с нефтеперерабатывающим заводом в провинции Юньнань.
Таким образом, совокупный импорт российской нефти китайскими переработчиками вырос до рекордных 9,61 млн тонн, или 2,26 млн б/с, в марте, свидетельствуют таможенные данные на текущий момент. Более того, по мнению аналитика Vortexa Эммы Ли, апрельский импорт побьет этот рекорд — 700 тыс. б/с Urals в апреле против 600 тыс. б/с в марте, — причем растет объем закупок российского сырья с поставкой из балтийских портов.
С ростом спроса скидка на Urals к ICE Brent сокращается: в марте она составляла около $14 за баррель на условиях поставки DES, в апреле — $9-10 за баррель. Нефть марки ESPO с поставкой в июне торгуется со скидкой около $5,5 за баррель к фьючерсам на ICE Brent по сравнению со скидками в $6 и $8,5 за баррель для грузов с поставкой в мае и марте соответственно, сказали трейдеры агентству Reuters.
Сразу после вступления эмбарго ЕС и «потолка» на российскую нефть ее брали в основном небольшие китайские частные НПЗ. Так, с ноября по январь почти все поставки нефти сорта ESPO в Китай раскупили именно «чайники». В марте НПЗ из провинции Шаньдунь приобрели рекордные 4,2 млн баррелей нефти марки «Варандей», отметили в Kpler. Но с подорожанием российских сортов «чайники» вынуждены переключаться на альтернативные поставки — иранские и, возможно, венесуэльские.
Правда, официальные статданные китайской таможни не регистрируют поставок из Ирана и Венесуэлы в марте — те находятся под санкциями и часто смешивают нефть, чтобы не опознать ее происхождение. В данных указано лишь, что 1,07 млн б/с сырой нефти отправлено в марте из узла перевалки нефти Малайзии в Китай, и это на 64% больше, чем в среднем за январь–февраль.
Зато Kpler оценивает поставки в 409 тыс. б/с из Ирана, что в 2 раза выше, чем в январе. Vortexa рассчитала еще большие объемы: около 800 тыс. б/с в марте, и закупки будут расти в ближайшие месяцы, считают аналитики.
Нефть из Ирана и Венесуэлы действительно оказывается дешевле, но и на нее цена растет. Дисконт иранских смесей к ICE Brent оценивается в $11 за баррель. Дисконт разбавленного битума с поставкой из Малайзии, под которым обычно скрывается нефть из Венесуэлы, с поставкой в мае стоит на $17 меньше, чем майский фьючерс ICE Brent. Хотя еще в феврале дисконт на эту смесь был на уровне $27 за баррель.