«Росатом» предложил «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛу перевозки нефти по Северному морскому пути на восток в навигационный период лето-осень, причем речь идет о транспортировке на танкерах не ледового класса — их лишь будут сопровождать ледоколы госкорпорации.
Впрочем, как признал руководитель проекта проектного офиса по развитию Арктики «Росатома» Сергей Чемко, такого количества танкеров ледового класса у «Росатома» пока и нет, однако перевозки на восток будут осуществляться «с гарантированной безопасностью».
Речь идет о поставках с Приразломного нефтяного месторождения ГПН (потенциально объем может составить 3,6 млн тонн) и Варандейского нефтяного месторождения ЛУКОЙЛа (5,9 млн тонн).
Приразломное месторождение — единственное месторождение на арктическом шельфе России, там добывают нефть арктического сорта ARCO. Варандейское месторождение расположено на материковой части РФ, в НАО, отгрузочный терминал (СМЛОП) на месторождении — самый северный терминал, работающий круглогодично.
После введения эмбарго на российскую нефть со стороны ЕС экспортеры из России вынуждены переориентировать большую часть поставок в Азию, а также Африку и Латинскую Америку, впрочем, азиатские потребители — Китай и Индия в основном — берут нефть у РФ с огромным удовольствием и несмотря на введенный «потолок» цен странами G7, и все это благодаря серьезным дисконтам на нее.