С 9 марта приостанавливаются биржевые продажи бензинов и дизельного топлива Комсомольского НПЗ в связи с началом плановых ремонтных работ на заводе.
Сроки окончания ремонта не названы, предает «Интерфакс» со ссылкой на сообщение Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ).
Напомним, что проектная мощность Комсомольского НПЗ — 8,5 млн тонн нефти в год. Он является одним из основных поставщиков нефтепродуктов на рынок Дальнего Востока. Сырье на предприятие поступает по отводу от магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Стоит напомнить, что ранее предприятие ставило рекорды по продажам топлива на бирже. В частности, в первом квартале 2021 года завод реализовал таким образом 51% от производства автобензинов при нормативе 11%.
В 2023 году, согласно данным биржи, общий объем торгов дизельным топливом на СПбМТСБ по итогам января — февраля 2023 года вырос в натуральном выражении на 14,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и достиг 2,063 млн тонн. Объем торгов автомобильными бензинами уменьшился на 2,3%, до 1,382 млн тонн, следует из материалов торговой площадки. В целом объем торгов нефтепродуктами на бирже за два месяца 2023 года увеличился на 9,3%, до 4,333 млн тонн.
Логично предположить, что после 9 марта сокращение продаж на СПбМТСБ приведет к подорожанию оптовых цен на топливо. В то же время этот процесс наблюдался даже в феврале текущего года, когда оптовые цены на нефтепродукты в стране рекордно выросли. Это произошло вопреки эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в Европу, поскольку предполагалось, что на фоне потери европейских покупателей внутренний рынок РФ мог оказаться перенасыщен. Но вместо этого бензин АИ-92 в европейской части России подорожал с начала февраля по 2 марта на 34%, с 33 960 до 45 145 руб. за тонну, АИ-95 — на 28,5%, с 37 697 до 48 427 руб. за тонну. Межсезонное дизельное топливо стало дороже только на 18,1% — с 41 965 до 49 585 руб. за тонну соответственно.
Причин у данного парадоксального подорожания несколько, но главная из них — увеличение налоговой нагрузки на нефтяников, которая включает снижение выплат по демпферу на дизтопливо и бензин с 1 апреля. Кроме того, можно предположить, что на покупателей влияет и сезонный фактор, они уже начинают наращивать запасы в преддверии весенних ремонтов НПЗ и ожидания сокращения переработки нефти из-за снижения ее добычи в марте на 500 тыс. баррелей в сутки.
В то же время на топливной рознице подорожание пока не отразилось. Так, по данным Московской топливной ассоциации, цены на бензин АИ-92 и АИ-95 с начала прошлого месяца по 27 февраля не изменились и составили 47,98 и 53,19 руб. за литр; дизельное топливо подешевело на 8 копеек с 58,97 до 58,89 руб. за литр. Продажа нефтепродуктов в розницу все еще остается высокомаржинальной.