В 2022 году российские нефтегазовые компании вопреки санкционному давлению пробурили рекордное за 10 лет количество нефтяных скважин.
По данным Bloomberg, Россия в 2022 году, несмотря на санкции, в том числе и уход из РФ большинства западных нефтесервисных компаний, пробурила рекордное за десять лет количество нефтяных скважин, на общую глубину 28 тыс. км. Это является самым высоким показателем за десять лет. Общее количество скважин в РФ увеличилось на 7% и превысило 7800, а большинство ключевых нефтяных компаний превзошли результаты 2021 года. При этом лучше всего оказались результаты «Татнефти», которая превысила прошлогодний показатель бурения на 120.
Агентство приводит три наиболее распространенных точки зрения, которые объясняют данные рекорды.
Bloomberg делает вывод, что проблема нехватки западного высокотехнологичного оборудования решается в том числе за счет импорта транзитом через дружественные государства.
Кстати, на фоне этой статистики по бурению в РФ любопытно выглядят заявления комиссара Еврокомиссии по энергетике Кадри Симсон, что решение России сократить добычу нефти навязано санкциями Запада, поскольку у страны нет возможности поддерживать объем производства из-за отсутствия доступа к необходимым технологиям.
Однако возникает другой вопрос: что будет с этими огромным количеством скважин после заявления вице-премьера Александра Новака о добровольном сокращении Россией в марте добычи нефти на 500 тыс. баррелей в сутки?
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ:
«Надо дождаться официальной статистики с российской стороны — пока это лишь данные Bloomberg. Тем не менее общемировая тенденция — это ухудшение качества ресурсной базы, которое идет у всех производителей: США, Саудовской Аравии, России. Простые высокорентабельные запасы вырабатываются, поэтому все вынуждены переходить на ТРИЗы. Бурить приходится все больше и больше.
Что касается западного нефтесервиса, то доля западных компаний на российском рынке и до санкций была не такая большая, они занимали значительное место только в сегменте высокотехнологических процедур. Но и западные компании целиком из РФ не ушли. У них осталась возможность работать в нашей стране.
Возможно, при отсутствии западных технологических решений российским компаниям приходится больше бурить простых скважин. Косвенно об этом может свидетельствовать тот факт, что мы не видим радикального увеличения добычи при росте количества скважин. Впрочем, и рекордного увеличения количества скважин тоже нет. Рост бурения был и в предыдущие годы именно из-за ухудшения качества ресурсной базы.
Касаясь высказывания ЕС по поводу вынужденного характера сокращения РФ, возникает вопрос, почему же наша страна не сокращала производство нефти в 2022 году, когда шел основной санкционный вал в отношении нефтегазовой отрасли. Я думаю, что это никак не связано с технологическими сложностями. В противном случае Россия бы это не анонсировала. Объявленное сокращение было вызвано экономическими соображениями, а именно попыткой повысить стоимость нефти. Сейчас Россия демонстрирует, что объем добычи и экспорта не является главной целью — большое значение имеет цена, по которой продается сырье. То есть посыл России заключается в том, что она снижает добычу для увеличения мировых цен на нефть и сокращения скидок.
При этом российские компании смогут восстановить добычу, как они делали это ранее. В 2020 году РФ существеннее сокращала добычу до 8,5 млн баррелей в сутки, сейчас после снижения наша страна будет добывать 9,5 млн баррелей в сутки. Это показывает, что российские компании могут маневрировать производством без ущерба для добычной базы».