Posted 19 декабря 2022, 14:38

Published 19 декабря 2022, 14:38

Modified 19 декабря 2022, 14:40

Updated 19 декабря 2022, 14:40

ЕС достиг соглашения о расширении углеродного рынка

19 декабря 2022, 14:38
Теперь требования о покупке углеродных квот распространяются на отопление, автомобили и морские перевозки

На той неделе ЕС предварительно договорился о соглашении по расширению рынка торговли углеродными единицами, пишет Bloomberg. В соответствии с предварительным соглашением, объявленным представителями стран-членов ЕС и Европарламента, торговля квотами на выбросы будет распространяться на отопление и автомобильный транспорт, а также на морские перевозки. Также страны ЕС договорились ускорить темпы, с которыми компании — от производителей электроэнергии до производителей стали — обязаны сокращать загрязнение окружающей среды.

Предварительное соглашение принято в рамках «зеленой сделки» ЕС, предусматривающей сокращение к 2030 году выбросов не менее чем на 55% по сравнению с уровнем 1990 года, а также достижение нулевых выбросов к 2050 году. И хотя послабления в связи с энергодефицитом, усиленным отказом от российских энергоносителей, присутствуют, чиновники ЕС твердо намерены следовать по пути превращения Евросоюза в углеродно-нейтральный регион.

Соглашение теперь должны одобрить страны ЕС и Европарламент, однако уже в пятницу стоимость тонны выбросов CO2 выросла до €99,22 за тонну, а углеродные фьючерсы, торгуемые в Амстердаме, закрылись в пятницу на уровне €83,82, что более чем в 10 раз превышает уровни пятилетней давности, отмечает Bloomberg.

Добавим, 13 декабря Европарламент и правительства ЕС внесли изменения в механизм трансграничной углеродной корректировки (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM), предусматривающий своеобразный сбор с импортеров за их выбросы парниковых газов (для «компенсации» выбросов импортеры должны покупать углеродные сертификаты на EU-ETS). Механизм должны были поэтапно вводить с 2026 года, и к 2034 году бесплатное распределение разрешений на выбросы в ЕС должно было быть полностью отменено. Теперь же CBAM начнет работу с октября 2023 года. Согласно новому документу, 2,5% этих бесплатных «прав на загрязнение» будут ликвидированы в 2026-м, затем 10% — в 2028-м, около 48% — к 2030-м, а в 2034 году они полностью исчезнут.

Более того, платить в ЕС заставят авиакомпании, владельцев автомобилей и даже домохозяйства (за отопление). Хотя в последнем случае это будет €45 за 1 тонну СО2, тогда как сейчас цена углеродной единицы — €99, но вряд ли рядовые граждане ЕС обрадуются таким расходам.

Ряд аналитиков ждал, что CBAM станет ответом на протекционистские меры США, в частности «Закон об инфляции», однако по факту ужесточение регуляторных мер в рамках «зеленой сделки» в первую очередь ударит по европейской промышленности и самим европейцам.