Posted 1 декабря 2022, 13:22
Published 1 декабря 2022, 13:22
Modified 1 декабря 2022, 13:31
Updated 1 декабря 2022, 13:31
Как сообщает ТАСС, об этом говорится в циркуляре директора Главного управления по морским делам республики Унала Байлана.
Анкара начала требовать от страховых компаний письмо, подтверждающее предоставление судну Protection and Indemnity Insurance (P&I) — страхования, необходимого для того, чтобы покрыть свою ответственность в таких случаях, как нанесение ущерба третьим лицам, окружающей среде или грузу, а также штрафы и связанные с ними взыскания во время эксплуатации своих судов. То есть страховка должна соответствовать британскому страховому стандарту, покрывающему возможные разливы нефти.
В связи с этим турецкие власти требуют прилагать к отчету о навигационном плане письмо страховой компании с указанием подробностей о судне, грузе и рейсе, а также о том, что страхование P&I будет действительным и полным для данного судна, рейса и груза.
«Любезно прошу/требую вашей информации и необходимости, чтобы данное письмо было приложено к отчету о навигационном плане-1»,
— говорится в указе Унала Байлана, передает «Прайм».
Очевидно, что все эти меры в первую очередь касаются перевозки российской нефти, поскольку после вступления в силу европейского эмбарго вводится запрет на страхование морских перевозок российских углеводородов, которые продаются выше price cap (ограничения цены российской нефти — ред.). Напомним, что более 95% мирового танкерного флота P&I страхует Великобритания, которая с 5 декабря перестанет работать с судами, перевозящими российскую нефть. При этом заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай 29 ноября сообщил, что Турция признает страховой сертификат российских компаний для морских перевозок.
Тем не менее, по мнению турецких СМИ, могут возникнуть трудности, поскольку страховые компании могут отказаться выдавать подобные письма в силу наличия сертификата о страховании ответственности за загрязнение нефтью с нефтяных танкеров (CLC). Это обусловлено тем, что Турция в 2001 году официально присоединилась к Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (CLC 1992), которая предусматривает гражданскую ответственность владельцев судов за загрязнение и направлена на обеспечение компенсации ущерба за это. Страховые компании не видят необходимости в предоставлении письма с подтверждением страхования P& I при наличии сертификата CLC.
Получается, что британская норма страхования P&I избыточна, однако турецкие власти все равно сделали ее обязательной. Или это совсем не так, поскольку изначально о требовании соответствия P& I написал Bloomberg со ссылкой на сообщение турецкого минтранса. И далее агентство развило: якобы турецкие проливы для российских судов после вступления в силу европейского эмбарго на нефть из РФ закроются. Кстати, Турция это опровергла, признав страховой сертификат российских компаний.
Станислав Митрахович, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета:
«У нас только обрывочные данные о ситуации со страхованием. Первым «воду замутил» Bloomberg. Он написал материал со ссылкой на источники в турецких властях, что теперь с российских судов будут требовать страховку. Я понимаю, что у этого агентства есть большое желание сделать вид, что у России теперь все плохо, но если объективно разбираться, то, скорее всего, ситуация совсем иная. Можно подумать, что до 1 декабря российским танкерам страховки были не нужны. Напомню, город Стамбул разрезан Босфором на две части, любой разлив нефти для него очень опасен. Абсурдно считать, что раньше эту акваторию можно было пересекать без страховок, которые бы не покрывали подобные риски. Может быть, речь идет о каком-то новом циркуляре и смене регулирования, которое было специфически интерпретировано Bloomberg. Хотя, скорее всего, речь идет о каких-то юридических уточнениях. У меня многие международные журналисты на полном серьезе спрашивают, неужели с 1 декабря российская нефть перестанет идти через Босфор? Ну, вот этот день наступил и что, Bloomberg или Reuters взорвались от новостей, что российские танкеры теперь выстроились на входе в Босфор? Таких новостей пока нет, и скорее всего его не будет.
Я уверен, что те европейские компании, которые страховали российские суда, продолжают страховать. Эмбарго ЕС и price cap, который должен будет ограничить работу западных компаний по страхованию российских судов, вступит в силу только 5 декабря 2022 года. При этом уровень price cap еще не определен. Если он будет определен на уровне $60 за баррель, а российская нефть продается в районе выше $50-ти, то эти страховки продолжат выдавать. Если же через несколько месяцев выяснится, что западные страховки перестают нам выдаваться, Россия неизбежно будет переходить на услуги других компаний. В РФ есть Российская перестраховочная компания Центробанка и другие. Дальше будут вестись переговоры о том, чтобы они принимались Турцией, Египтом, Индией и т. д. Возможно, для этого потребуется время, но договоренности будут достигнуты. Россия может работать со страховыми компаниями, которые зарегистрированы в Турции на Ближнем Востоке, Китае, Индии, Африке, Южной Америке. То есть идеологический тезис Bloomberg, что Босфор для российских судов закрывается, можно трактовать только как попытку дополнительного давления на Россию.
Что касается прогноза по развитию ситуации в связи с возможным принятием price cap, то, по моему мнению, несколько месяцев будет работать компромисс, при котором российская нефть продается ниже price cap, и ее продолжают возить и страховать западные компании. Потом давление на Россию ужесточится, а price cap будет пересмотрен в сторону понижения. Россия же постепенно переключится на отечественные страховые компании, а также страховщиков из дружественных стран. Во всем мире будет меняться ситуация со страхованием судов. Как говорится, новые песни придумывает жизнь».