Posted 12 августа 2022, 12:51
Published 12 августа 2022, 12:51
Modified 17 сентября 2022, 07:56
Updated 17 сентября 2022, 07:56
Первая партия сжиженного природного газа (СПГ) прибыла с хорватского терминала Krk в Венгрию. Поставки с плавучего терминала по хранению и регазификации СПГ (FSRU) на острове Крк в Хорватии до венгерского рынка выполняются автомобильным транспортом.
По данным Refinitiv, европейский импорт СПГ с января по июль 2022 года уже превысил рекордные 100 млрд кубометров или 75 млн тонн, что почти сравнялось с объемами поставок на протяжении всего 2021 года. Для сравнения, по информации Shell, в прошлом году мировой рынок СПГ достиг 380 млн тонн.
Как утверждает S&P Global, в ближайшие годы в ЕС будет установлено около 25 новых FSRU, первые из этих регазификационных объектов будут введены в эксплуатацию до конца 2022 года. Так, Германия запустит в строй пять новых FSRU. Первые два регазификационных судна будут развернуты в Вильгельмсхафене и Брунсбюттеле в конце года. Еще два заработают с мая 2023 года в Штаде и Любмине. В середине июля частная компания Deutsche ReGas объявила о пятом проекте, в рамках которого французская компания TotalEnergies установит FSRU в Любмине уже в декабре текущего года.
Есть также планы по созданию пяти терминалов FSRU в Греции, которая станет новым газовым хабом для поставок в страны Юго-Восточной Европы. В Италии заявлены четыре таких проекта, два из которых установят на острове Сардиния. В Нидерландах и Ирландии запланированы по два проекта FSRU. По одному терминалу запланировано в Финляндии, Эстонии, Польше, во Франции и на Кипре. В Нидерландах компания Gasunie планирует развернуть два FSRU — Exmar S188 и Golar Igloo — уже в сентябре текущего года. Таким образом, до конца 2022 года планируется удвоить мощности страны по импорту СПГ.
S& P Global оценивает текущие европейские мощности для импорта СПГ в 160 млн тонн в год (220 млрд кубометров в год). По данным отраслевой группы Gas Infrastructure Europe, к 2030 году мощности могут вырасти до более чем 285 млрд кубометров, что будет достаточно для прогнозируемого к концу десятилетия спроса. Однако главной проблемой остаются источники поставок сжиженного природного газа. Европейским потребителям придется остро конкурировать за импорт СПГ с азиатскими странами.
США обязались предоставить ЕС дополнительные 15 млрд кубометров СПГ в 2022 году, а Евросоюз заявил, что будет стремиться гарантировать долгосрочный спрос на американский сжиженный природный газ на уровне около 50 млрд кубометров в год в период до 2030 года.
Нельзя не отметить сокращение поставок в июле из-за аварии на Freeport LNG. Если в июне этого года на поставки из США приходилось 43% доля от всего импорта СПГ в Европу, то в июле она сократилась до порядка 35%. Внезапное закрытие завода по производству сжиженного природного газа в Техасе в июне стало серьезным ударом по мировому рынку СПГ. Freeport LNG — второй по величине экспортер сжиженного природного газа из США и седьмой крупнейший в мире СПГ-проект. На его долю приходится 20% экспортных мощностей СПГ Соединенных Штатов. Мощности завода составляют 15 млн тонн сжиженного природного газа в год. Freeport LNG обещает в октябре перезапустить три линии сжижения природного газа, два резервуара для хранения СПГ и один погрузочный док, что позволит возобновить экспорт клиентам с долгосрочными контрактами.
Крупнейшие в мире трейдеры СПГ понесли серьезные убытки из-за аварии в Техасе. Но проблемы на Freeport LNG лишь часть гораздо более масштабных вызовов на глобальном рынке сжиженного природного газа. Компания Shell, крупнейший в мире трейдер СПГ с долей рынка 20%, сократила объемы производства во втором квартале на 4%. Проблемы возникли как на российском проекте «Сахалин-2» (санкции против России и их последствия), так и из-за забастовки на австралийском гигантском плавучем заводе Prelude LNG.
На огромном экспортном терминале СПГ в Нигерии на острове Бонни в последние месяцы также наблюдаются сокращения объемов производства и отгрузок из-за краж и саботажа на нефте- и газопроводах страны.