Уголь хоронят уже не первый десяток лет, да вот только потребление его постоянно растет. На этот раз ренессанс твердого топлива начала переживать Европа, отказавшись при этом от российского сырья. Вместе с тем до сих пор неясно, сможет ли Старый Свет найти замену углю из РФ по адекватной цене, или победит «серый» импорт.
10 августа вступило в силу эмбарго стран ЕС и Великобританию на покупку российского угля. Эти санкции были введены еще в апреле с пятым пакетом, поэтому европейские страны успели к ним подготовиться. Объемов закупок российского угля в марте–мае 2022 года увеличился на 28% по сравнению с весной 2021 года. За 2022 год Евросоюз купил угля почти на $9,3 млрд. В денежном выражении объемы импорта российского топлива увеличились примерно в 4 раза. Поставки главным образом шли в Испанию, Нидерланды, Германию, Италию, Польшу. То есть именно в те страны, которые больше всего способствовали политическому оформлению идеологии перехода на возобновляемую энергетику и развитию идеи скорейшего достижения климатической нейтральности. Не лишним будет добавить, что в Германии сейчас у власти «зеленые».
Однако, несмотря на весь «экологический» сарказм, надо признать, что эмбарго сильно ударит по российской угольной отрасли. Еврокомиссия уже посчитала, что запрет ЕС затронет 25% всего российского экспорта угля на сумму €8 млрд в год. В то же время, как ранее сообщал министр энергетики РФ Николай Шульгинов, продукция российских угольных компаний в условиях отказа ЕС от импорта будет переориентирована на альтернативные рынки. Кстати, после объявления Евросоюзом эмбарго на российский уголь крупнейшими его покупателями уже стали Индия и Турция: поставки в эти страны растут с каждым месяцем, но растут с дисконтом.
Не стоит забывать и о логистике — резко повернуть все экспортные объемы угля на восток не получится.
Для значительного расширения Транссиба с БАМом требуются годы. Кроме того, ряд рынков Юго-Восточной Азии тоже может закрыться для твердого топлива из РФ.
Эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов напомнил, что для российских производителей угля закрывается не только европейский рынок, но также и рынки Южной Кореи и Японии: «По крайней мере, правительства и регуляторы этих стран сообщали о намерении отказаться от российского угля. Дополнительным ограничением для российских угольщиков будет служить дефицит железнодорожной инфраструктуры „Восточного полигона“, то есть БАМа и Транссиба, по которым уголь шел к экспортным терминалам Приморья и Хабаровского края. По этим двум причинам российские угольщики не смогут компенсировать выпадение европейского экспорта с помощью наращивания поставок в Азию», — считает эксперт.
По его словам, расширение «Восточного полигона» не сможет изменить ситуацию для российского угля в ближайшее время: «По итогам 2021 года мощность «Восточного полигона достигла 144 млн тонн. Для сравнения, в 2012 году она составляла 58 млн тонн. РЖД к 2024-25 году должны будут вывести мощность «Восточного полигона» на уровень в 180 млн тонн. Этот проект будет софинансироваться из средств Фонда национального благосостояния. Беда угольщиков в том, что этими мощностями будут пользоваться не только поставщики угля, но и поставщики других грузов, которые также столкнулись с рисками закрытия европейского рынка, например, поставщики стали. Поэтому у экспортеров угля вырастут издержки», — заметил эксперт.
Родионов указал, что на российском внутреннем рынке угольная генерация уступала возобновляемой по темпам прироста мощностей, из-за чего спрос на российский уголь внутри страны снижался: «И тут, к сожалению или счастью, угольщикам не остается ничего другого, кроме как терпеть убытки и наблюдать за тем, как сжимаются физические поставки их сырья. В утешение можно добавить, что нынешний год угольная отрасль закончит с хорошим финансовым результатом: в 2022 году на рынках „держатся“ аномально высокие цены, которые с момента объявления эмбарго практически не опускались ниже $250 за тонну, а в некоторые недели достигали $400 за тонну. Для сравнения: на пике пандемии в 2020 году цены на уголь в Европе были ниже $50 за тонну, а в постковидном 2021 году лишь ненамного превышали отметку в $100 за тонну. Поэтому в силу сохранявшихся до последнего времени поставок в Европу российские угольщики закончат текущий год с очень хорошим финансовым результатом.
Основные последствия европейского эмбарго отрасль испытает в 2023 году. Но в этом отношении угольная отрасль не будет одинока, поскольку с той же самой проблемой столкнутся российские нефтяники, которые также понесут потери»,
— рассказал эксперт.
Он также отметил, что потеря европейского рынка была в любом случае неизбежна в силу постепенного отказа европейских стран от угольной генерации: «У Франции, Италии, Ирландии и других государств был расписан timeline по выводу угольных генерирующих мощностей. К 2030 году единственным крупным потребителем энергетического угля в ЕС осталось бы только Германия, которая собиралась вывести угольные мощности только к 2038 году. Остальные потребители энергетического угля в ЕС закончили бы вывод угольных станций к 2030 году. Поэтому нынешнее эмбарго можно рассматривать как некий фальстарт энергоперехода, который заблаговременно вынудит угольную отрасль перестраиваться», — пояснил Родионов.
Тем не менее пока «хоронить» российскую угольную отрасль рано.
Многие санкции уже сейчас настолько «придавили» европейцев, что пока никто не знает, как будет развиваться ситуация в энергетике осенью и зимой.
Напомним, что с апреля текущего года страны ЕС закупили уголь впрок, но что будет после того, как запасы иссякнут?
По оценке BCS Global Markets, до марта 2022 года Россия обеспечивала 70% потребностей Евросоюза в энергетическом угле. Возросшие поставки из США, Канады, Австралии, Колумбии и ЮАР обходятся европейским потребителям значительно дороже. Рост цен не может нивелировать даже собственная добыча в странах ЕС. Например, польское издание Myśl Polska уже написало, что страну может спасти только российский уголь, поскольку сейчас цены на твердое топливо выросли в три раза — с $225 до $680 за тонну. В Германии ситуация не лучше: пересох Рейн — основной транспортный коридор для доставки угля.
Не удается заместить российский уголь Южной Корее, несмотря на ее политическую позицию. «Снижение поставок угля из России началось в марте, как и по нефти. Однако из-за недостаточного возмещения из других стран-производителей и жаркой конкуренции среди потребителей доля российского импорта оказалась на уровне 18% (в 2022 году), тогда как в 2021 году составляла 17%», — сообщил аналитический центр по экономике и финансам ING.
Эмбарго на российский уголь неминуемо приведет к подорожанию твердого топлива на мировом рынке.
Стоит заметить, что цены на уголь постоянно повышались и без эмбарго. Этому способствовал энергокризис и увеличение спроса на сырье. Действия стран ЕС этот процесс ускорят.
Так, аналитическое агентство Fitch Solutions уже пересмотрело в сторону значительного повышения стоимость угля для Азии — до $246 в 2022–2026 годах. По мнению аналитиков агентства, отказ ЕС от российского угля сузит мировые поставки, в то же время планы ЕС по замене российского газа на СПГ приведут к тому, что часть стран останется без сжиженного газа и им придется наращивать закупки угля. Высокие цены даже при сниженном экспорте помогут российской угольной отрасли пережить европейское эмбарго. Скорее всего, чтобы доблестно преодолеть собственные санкционные ограничения, европейские покупатели постараются наладить «серый» импорт твердого топлива из России через посредников.