Такое мнение высказал журналистам Управляющий директор СПбМТСБ по рынку нефтепродуктов Павел Строков.
Он отметил разный формат выплат демпфера по керосину, бензину и дизтопливу: «Демпфер на бензины и дизель получают производители — нефтяные компании. И этот факт стимулирует нефтяные компании предлагать потребителю продукт по доступной цене, потому что бюджет покрывает разницу, обеспечивая доступность социально важного товара. По керосину принято другое решение: керосиновый демпфер получают авиакомпании. Из-за этого цена, не побоюсь этого слова, не вполне рыночная», — предает слова Строкова «Интерфакс».
Президент СПбМТСБ Алексей Рыбников отметил, что спрос на керосин упал, при этом цена на него продолжает расти как раз благодаря демпфирующему механизму. «Спрос на керосин упал. Самое удивительное в этой истории: почему не упала цена, а продолжает расти? Здесь работает тот самый демпфирующий механизм, потому что нетбэк по керосину высокий, соответственно, демпфер тоже приличного размера. Но, в отличие от всего остального рынка нефтепродуктов демпфер получается не для производителя, а для покупателя — в лице авиакомпаний. Покупатель, понимая, что часть возросшей цены по факту будет скомпенсирована бюджетом, становится гораздо менее чувствительным к цене. Экономика толкает его на то, чтобы он стал в отношении цены гораздо более лояльным к той высокой цене, по которой ему предлагается покупать», — сказал Рыбников.
Представители биржи также добавили, что поскольку издержки на приобретение топлива по более высоким ценам покрывает бюджет, необходимо тщательно следить за тем, чтобы эта повышенная цена не транслировалась в конечные цены для авиапассажиров.
Как сообщалось ранее, в настоящее время биржевая цена на авиакеросин находится на историческом максимуме. Ранее глава антимонопольной службы Максим Шаскольский подчеркивал: «Цена на авиакеросин растет, хотя спрос снижается. Ситуация необычная, но на ценах на билеты она не сказывается сейчас. Там есть демпфер: большая часть средств авиакомпаниям возвращается».
Как сообщалось, керосиновый демпфер заработал для авиакомпаний в сентябре 2021 года. Бюджет компенсирует им 65% разницы между экспортной стоимостью керосина и установленной государством отсечкой. В 2022 году эта отсечка составляет 55,9 тыс. рублей.