Лидеры стран-членов Европейского союза договорились о частичном запрете на импорт российской нефти. Буквально через несколько часов глава Международного энергетического агентства Фатих Бироль заявил в интервью изданию Spiegel, что летом не исключены сложности на мировых нефтяных рынках, рост спроса на топливо и, возможно, дефицит дизтоплива, бензина и керосина в Европе.
Рынок отреагировал на эмбарго ростом цены до $123 за баррель.
Тем временем Венгрия начала готовится к худшему. Она уже потребовала гарантий на случай, если трубопровод «Дружба» будет поврежден на Украине. Венгрия считает, что в случае прекращения транзита у нее должна быть возможность продолжать получать нефть из России морским путем. Кроме того, страна хочет получить от ЕС денег на модернизацию нефтеперерабатывающих заводов в своей стране и подключение Венгрии к трубопроводу, который должен вести от Адриатического побережья в Восточную Европу.
Любопытно, что при обсуждении шестого пакета санкций в отношении России вице-канцлер Германии Роберт Хабек усомнился в том, что Венгрия хочет сохранить трансатлантическое единство и европейскую солидарность: «С Венгрией идут интенсивные дискуссии, она получает большие объемы нефти из России. Так что я понимаю, когда они говорят, что если введут запрет на нефть из России завтра, то Венгрия обанкротится. Но это можно отразить в санкционном пакете. Например, мы вводим запрет сейчас, а у каких-то стран будет больше времени. Вопрос в том, хочет ли Виктор Орбан и Венгрия сохранить европейскую солидарность и трансатлантическое партнерство? Сейчас на это не похоже», — сказал он.
Кроме того, вице-канцлер Германии провел глубокий анализ эмбарго США на нефть из РФ и пришел к выводу, что оно не работает: «Запрет на поставки нефти со стороны США привел к росту цен на мировом рынке, так что Россия зарабатывает больше денег при меньшем объеме продаж нефти. И, конечно же, это проблема, решение которой мы должны найти […] запрет на нефть не имеет пока того эффекта, на который мы надеялись», — заявил Хабек в интервью CNN.
Тем не менее Bloomberg посчитал, что Россия потеряет свыше $22 млрд доходов в год от экспорта нефти в страны Европы из-за эмбарго со стороны Евросоюза. Глава дипломатии ЕС Жозеп Боррель в свою очередь заявил, что Россия после введения ЕС эмбарго на ее нефть должна будет искать новых покупателей, продавать нефть дешевле и, соответственно, получать меньше средств за такие сделки: «Конечно, мы не можем помешать России продавать нефть кому-либо еще. Мы не настолько сильны, но мы самый важный клиент России», — сказал он журналистам.
Станислав Митрахович, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве России:
«Российская добыча сокращается. МЭА прогнозировало падение российской добычи чуть ли не на 3 млн баррелей в сутки в апреле, потом они перенесли этот прогноз на май. Но, скорее всего, 3 млн никак не могло выбыть из добычи. По официальным данным РФ — около 10%.
Сколько Россия недополучит денег от этого эмбарго, зависит от того, как оно будет работать. Ограничения на поставки российской нефти пока отсрочены. Кроме того, эмбарго повлияет на нефтяные цены. В случае жесткого соблюдения эмбарго — без «латвийских смесей» и прочего — стресс для России и Европы будет сильнее, но и цены на нефть выше. Они уже выросли даже на анонсировании этого эмбарго, а что будет при действительной его реализации?!
При этом к НПЗ, которые висят на «Дружбе», ограничения применяться не будут. Поэтому, скорее всего, часть заводов попытается реализовывать схемы с теневой торговлей, покупая смеси. Кто-то попробует вести себя более жестко, но тогда рост цен в Европе неизбежен, и стресс для европейской экономики будет очень существенным. Но и для России будет стресс, поскольку перенаправление поток в Азию потребует усилий».
Игорь Юшков, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ:
«Надо дождаться итогового текста санкций и посмотреть, какие там будут ограничения. Непонятно, в какой период Венгрия, Чехия и Словакия смогут покупать российскую нефть, им всегда будет позволено пользоваться нефтепроводом «Дружба»? Сколько российской нефти разрешат покупать Болгарии? Но в любом случае, к концу 2022 года закончится переходный период, и с 2023 года европейским компаниям нельзя будет приобретать доставляемую по морю российскую нефть. Несколько месяцев уйдет на то, чтобы европейские покупатели искали альтернативных поставщиков, а Россия перенаправляла нефть на рынки сбыта в Азии.
Хотя процесс трансформации рынков уже начался еще в марте текущего года. Мы видим, что Россия стала больше продавать в Азию, прежде всего в Индию, которая покупает и для себя, а также перерабатывает часть российской нефти и реэкспортом поставляет в Европу. Все это происходит за счет того, что Россия предоставляет Индии хорошую скидку примерно в 30% на каждый баррель. Дальше Индия и Китай будут закупать больше нашей нефти. Россия будет сохранять скидку, чтобы перестроить рынки сбыта. При этом из Азии уходят африканские и ближневосточные поставщики нефти и приходят в Европу, но уже с другими ценами на сырье. В конечном итоге проиграет европейский потребитель, для него цены вырастут.
В ЕС неизбежно начнутся сложности с переработкой нефти. Поскольку в Европу будет все больше приходить нефтепродуктов — сейчас помимо Индии на европейский рынок нефтепродукты везет и Китай — максимальная загрузка будет у венгерских, чешских, словацких НПЗ. Они будут перерабатывать нефть для себя и соседей. У них будет максимальная маржа. Так как они будут покупать российскую нефть со скидкой и по максимально выстроенной логистике. Дальше мы увидим выстраивание серых схем поставок, по которым российская нефть будет перемешиваться с каким-то другим сырьем.
В настоящее время ни один европейский НПЗ не закрылся для модернизации, чтобы перестроится под другие сорта нефти. Эти значит, что заводы в ЕС в ближайшие годы собираются работать на среднесернистой нефти, похожей на российский Urals. Поэтому, скорее всего, будут массово перемешивать российский мазут и российскую нефть с чем-то еще. При этом часть российской нефти перейдет на азиатские рынки, а часть нефти мы в первые месяцы 2022 года пристроить не успеем. России придется сократить экспорт, но это, в свою очередь, приведет к усугублению дефицита сырья на мировых рынках и росту цен. Поэтому я думаю, что данные про $22 млрд потерь «взяты с потолка», мол, на эту сумму по ценам прошлого года Россия не продаст нефть в ЕС. Однако не стоит забывать, что часть европейского объема уйдет на азиатские рынки, а та, что не уйдет, спровоцирует рост цены. Поэтому, какая стоимость российской нефти будет в конце 2022 года, неизвестно».