На протяжении последних 30 лет после распада СССР нефть, добываемая российскими нефтяными компаниями, продается на экспорт по ценовым формулам. В основном формулы включают котировки зарубежных агентств Platts (США) и Argus (Великобритания). Именно зарубежные ценовые агентства являются сегодня основными источниками информации, которые применяются российскими нефтегазовыми компаниями при расчетах за нефть.
По ценовым формулам продается 100% нефти на экспорт и около 95-99% на внутренний рынок.
Таким образом, наблюдается высокий уровень зависимости цены российской нефти от индексов, публикуемых зарубежными ценовыми агентствами, все больше возрастает контроль зарубежных стран за российскими энергоресурсами.
Применение формул цены приводит к ценовым манипуляциям и искажению цен на российском рынке нефти.
Самую большую неопределенность несут дифференциалы (или спрэды) маркерных сортов российской нефти к эталонному сорту Брент (Brent).
Многие ценовые ориентиры (включая спрэды), которые публикуют западные информационно-аналитические агентства, зачастую являются субъективной оценкой ситуации на рынке, основанной на обобщении информации участников рынка, стратегией которых является представление ценовых индексов, отвечающих интересам стран-импортеров.
Как видно на диаграмме 1, начиная с марта 2022 года, зарубежные ценовые агентства фиксировали заниженную стоимость нефти Юралс и ВСТО.
Размер дифференциалов на российскую нефть, продаваемую на экспорт, по состоянию на 5 мая 2022 года достиг по нефти Юралс (Приморск) 38 $/bbl по отношению к эталону Брент, для нефти сорта ВСТО — 29 $/bbl.
Многие российские компании тратят миллионы долларов в год на зарубежную аналитику и исследования, еще больше пополняя казну стран, вводящих санкции против России, по-прежнему перечисляют колоссальные деньги за то, что сами включили зарубежные котировки в формулы цены при реализации нефти.
И ситуация не меняется даже сейчас, когда взаимоотношения с Евросоюзом и США обострены.
В настоящее время отрицательные спрэды между сортами российской нефти и эталоном Брент растут на фоне попыток Евросоюза диверсифицировать свои поставки, но увеличение доли поставок нефти за счет других стран-производителей фактически означает проведение своп-операций, так как в мире невозможно достигнуть баланса спроса и предложения без российских энергоресурсов.
Недостаточность потенциальных мощностей добычи и нефтепереработки в мире, с одной стороны, подталкивает мировые цены на нефть выше 100–долларовой отметки, с другой стороны, оказывает негативное давление на Россию и приводит к невозможности использования биржевых (рыночных) цен.
По сути, получается, что происходит регулирование странами ЕС и США цен на российские энергоносители.
Но для импортеров российской нефти сформированные отрицательные дифференциалы — это «окно возможностей» для достижения сверхмаржинальности переработки дисконтированного нерыночным образом российского нефтяного сырья.
Обострение ситуации вокруг эмбарго на российскую нефть не является подтверждением того, что российская нефть стала дешевле, но у импортеров и западных ценовых агентств появилась официальная аргументация для еще большего дисконтирования российской нефти, что встраивается в общую систему спланированного ранее снижения зависимости Европы от российских энергоресурсов.
При этом только заниженная оценка стоимости российской нефти за март 2022 года в 30,9 $/bbl сорта Юралс (средневзвешенное значение), применяемая зарубежными ценовыми агентствами, при объеме экспорта 11,3 млн тонн сопоставима с потерей выручки компаний нефтяного сектора российской экономики в объеме 265 млрд руб. за март.
А поскольку применение существующей системы формульного ценообразования подразумевает применение этих дисконтов, формируемых опросным методом в основном по информации зарубежных агентов, то и получается, что российские компании пассивно учитывают зарубежную оценку стоимости нефти.
Все это автоматически приводит к падению стоимости российского сырья на европейском рынке, а, следовательно, сокращает и поступления доходов в российский бюджет.
Вопросы объективной оценки стоимости российской нефти неоднократно выносились мной на площадки авторитетных экспертных советов.
Следует отметить, что до сих пор в целях определения ставки экспортной пошлины на нефть и ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для расчета средней за месяц цены на нефть сорта Юралс на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья используются данные, предоставленные Аргус Рус Лимитед/Argus Rus Limited, права на которые принадлежат Аргус Медиа Лимитед / Argus Media Limited (Великобритания).
Существующий механизм ценообразования и публикации дисконтов российской нефти приводит к тому, что налоги и сборы могут априори планироваться и формироваться без применения рыночных механизмах в штаб-квартирах недружественных стран.
В этой связи как система ценообразования, так и налогообложения уже не первое десятилетие требует новых подходов, ориентированных на новую концепцию синергии логистических и качественных параметров и конечных ценовых индикаторов, уже разработанных Сафоновой Т.Ю. в рамках проводимых исследований.
На Московской бирже MOEX торгуются фьючерсные контракты на нефть Брент и публикуются индексы Brent Crude Oil. Как представлено на диаграмме 2, на бирже MOEX котировки нефти Brent последовательно следуют за биржевыми рыночными индексами биржи ICE.
В данной связи следует также отметить, что ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (ООО «НААНС-МЕДИА») при публикации собственных индексов цен на российские маркерные сорта нефти ориентируется в качестве эталонов на открытые биржевые котировки нефти Brent Московской биржи MOEX, механизм формирования которых имеет более понятный и открытый характер.