Posted 28 апреля 2022, 13:19

Published 28 апреля 2022, 13:19

Modified 17 сентября 2022, 07:29

Updated 17 сентября 2022, 07:29

Без национальных ценовых индикаторов обходиться все труднее

28 апреля 2022, 13:19
Актуальность формирования национальных ценовых индикаторов на углеводороды возрастает в условиях санкционного давления

В феврале 2022 года правительство РФ одобрило законопроект о корректировке с 1 апреля демпфирующего механизма, стабилизирующего стоимость автомобильного топлива в стране. Новый законопроект предусматривает увеличение размера компенсации нефтяным компаниям разницы между экспортной и индикативной внутренней ценой топлива: с 68% до 83% — по бензину и с 65% до 83% — по дизелю.

В апреле этого года Минфин РФ предложил перенести на пару месяцев решение вопроса о корректировке демпфера, предусматривающего рост компенсаций нефтяникам, на фоне избыточного предложения на внутреннем рынке топлива.

Кроме того, Минфин предложил отложить на год, до первого квартала 2023 года, рассмотрение вопроса о налоговых стимулах для добычи высоко- и сверхвязкой нефти, поскольку «есть вопросы с наполнением бюджета, с исполнением расходных обязательств», сообщил замминистра финансов РФ Алексей Сазанов.

Генеральный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (ООО «НААНС-МЕДИА») Тамара Сафонова в комментарии для «НиК» отметила, что рост цен на нефть и курса национальной валюты привел в марте 2022 года к стремительному росту индекса экспортной альтернативы.

«Так, по итогам марта индекс экспортной альтернативы для бензина составил 142,4 тыс. рублей за тонну, для дизельного топлива — 150,6 тыс. рублей за тонну.

При этом цены на топливо на внутреннем рынке России снизились, поскольку у нефтяных компаний возникли существенные сложности с экспортом нефтепродуктов из-за косвенного влияния санкций, проблем с платежами и логистикой, что привело к профициту товара на внутреннем рынке.

В итоге получилось, что оптовые цены на моторное топливо в России оказались в марте 2022 года ниже демпфера:

  • по бензину демпфер составил 56,7 тыс. рублей при средней цене реализации оптовых партий — 43,1 тыс. рублей;
  • по дизельному топливу демпфер составил 63,3 тыс. рублей при средней цене реализации оптовых партий — 50,2 тыс. рублей.

Даже при таком критически высоком демпфере компаниям было выгоднее экспортировать нефтепродукты на внешние рынки.

По итогам марта 2022 года суммарное отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов от ожидаемого месячного объема и оценки базового месячного объема составило минус 302 млрд руб.

Корректировка нефтегазовых доходов могла быть связана как с отклонением объемов экспорта и мировых цен от прогнозного уровня, так и с ростом возмещения акциза на нефтяное сырье, включающего в том числе и демпфер.

При этом средняя цена на нефть Urals Primorsk в марте 2022 года, согласно обобщенным данным НААНС-МЕДИА, составила $81,6 за баррель, Brent Settlement Price (ICE) — $112,5 за баррель.

Таким образом, скидка на нефть марки Юралс в марте 2022 года оценивается в $30,9 за баррель.

Указанный дисконт, по сути, является оценкой зарубежными ценовыми агентствами рисков, связанных с организацией поставок российского сырья в страны Евросоюза на фоне санкционного давления.

В этой связи возрастает актуальность формирования национальных ценовых индикаторов на углеводороды, введения синергетического механизма ценообразования и налогообложения, который должен обеспечивать как стабильность бюджетного наполнения, так и прогнозируемость доходов российских нефтегазовых компаний», — отметила Сафонова.

Подпишитесь