Пока пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков не раскрывает информацию о странах, готовых перейти на оплату российского газа в рублях, в Европе уже готовят шестой пакет санкций против России. Он, в частности, может включать установление потолка цен на российское голубое топливо, то есть теперь стоимость российского сырья хотят привязать к какому-то новому геополитическому ценовому индикатору. В этой ситуации Россия просто обязана создать национальную систему ценообразования, с помощью которой она сможет эффективно ответить всем политическим оппонентам.
На недавнем совещании по экономическим вопросам президент РФ Владимир Путин еще раз напомнил о необходимости ускорить переход на расчеты во внешней торговле в рублях и нацвалютах.
Это означает, что для газового рынка старого света «час икс» может настать уже в мае, когда контрагенты российского «Газпрома» должны будут перейти рубли при оплате поставок.
Согласно данным издания «Коммерсант», 15 апреля покупатели российского сырья должны были оплатить аванс за апрельские поставки. Далее всем, кто не успел с переводом платежей, дается еще примерно две недели на перечисление денег. Если средства не поступают, продавец может на основании неоплаты остановить поставки газа по долгосрочному контракту.
Кстати, глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу India Today, касаясь решения о переводе платежей за газ в рубли, подробно объяснил: «Причина нашего решения совершенно очевидна и понятна: заморозка российских активов в евро, в фунтах стерлингов на более чем триста миллиардов евро или долларов. В основном эти деньги располагались в западных банках после того, как мы получали платежи от западных стран за поставки газа. Другими словами, они получили газ и украли наши же деньги».
Еврочиновники в это ситуации пытаются выйти сухими из воды. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже успела заявить, что оплата газа в рублях по требованию России будет нарушением антироссийский санкций. Кроме того, она анонсировала новый шестой по счету пакет ограничений, который затронет экспортные поставки российской нефти, а также рассказала о своих надеждах на скорый дефолт России.
В свою очередь, премьер-министр Италии Марио Драги сообщил о необходимости «потолка» цен на российский газ: «Европа продолжает финансировать Россию, покупая нефть и газ, в том числе по цене, не имеющей отношения к историческим ценностям и затратам на добычу», — заявил он в интервью газета Corriere della Sera. Собственно, никто и не сомневался, что энергоресурсы из РФ не продаются по стоимости затрат на добычу. Они торгуются согласно биржевым ценам, как и сырье других поставщиков. Тем не менее итальянский премьер считает введение ограничения верхней цены именно на российский газ законным, поскольку данная мера является способом «усилить санкции и одновременно минимизировать издержки от их введения». Он уточнил, что «рыночная власть Евросоюза над Москвой — это оружие, которое можно использовать. Потолок цены на газ сокращает финансирование, которое мы даем России каждый день».
Немецкая Süddeutsche Zeitung озвучила не менее революционное предложение экспертов Greenpeace. Они подсчитали, что ФРГ заплатит за российские нефть и газ в 2022 году почти €32 млрд, и предложили ввести «мирный налог», то есть «истощать и удерживать часть экспортных доходов России», задерживая деньги на счетах в банках.
Очевидно, что новые предложения ЕС о всяких «потолках», «мирных налогах» и «рыночной власти» преследуют цель лишить Россию полноправного участия в мировой торговле.
Причем основными инструментами, с помощью которых данные страны способны тормозить РФ, являются разработанные ими ценовые индикаторы, формирующие стоимость нефти и газа, а также валюта оплаты. Это значит, что для России готовят в рамках существующей системы дополнительные надстройки к ценообразованию, которые на политическом уровне утвердят огромный дисконт для российских углеводородов относительно сырья других поставщиков. Кстати, в текущем месяце скидка на российскую нефть Urals в Европе к Brent уже достигала почти $40 за баррель.
В этой ситуации единственное, что остается России, это менять саму систему торговли с Европой. И это должно касаться не только перевода оплаты экспортных поставок газа в рубли, но и отказа от западных ценовых индикаторов. Поскольку пока цены на нефть и газа продолжают формироваться на рынке в евро и долларах, Россия добровольно продолжает поддерживать западные валюты, а также дает спекулянтам права на манипуляции с ценой на ее энергоресурсы.
Нельзя сказать, чтобы в российском кабинете министров об этом не думали. Еще месяц назад вице-премьер РФ Александр Новак сообщал, что правительство РФ работает над проектом национальной системы ценообразования для российской нефти Urals через механизм биржевых торгов: «Вопрос создания [собственной котировки] сорта Urals рассматривался неоднократно. На сегодняшний день, как известно, всего три такого рода бенчмарка — Brent, WTI и сорт Dubai. И около 500 в целом марок нефти […] Urals сегодня является маркой, которая достаточно обширно представлена на мировых рынках. Тем не менее она привязана, действительно, к ценовым котировкам различных рейтинговых агентств. В настоящее время мы занимаемся с министерством энергетики, с нефтяными компаниями, чтобы обеспечить реализацию этого проекта через создание механизма биржевых торгов. Эта работа уже ведется, она будет продолжена», — цитировало Новака РИА «Новости».
Более того, стоит напомнить, что работа над национальными бенчмарками ведется не первое десятилетие, но до недавнего времени Россия не могла консолидировать политическую и экономическую волю для перехода на собственную систему ценообразования — все боялись потерять выручку. Однако с новыми инициативами ЕС скоро российским компаниям бояться будет уже нечего. Совершенно очевидно, что Европа просто подталкивает России к созданию собственных ценовых индикаторов. Кстати, если формирование цены на российские нефть и газ перейдет в РФ, на мировом энергорынке случится революция. Не менее серьезное воздействие будет оказано и на экономику России, поскольку сейчас от доллара и евро зависит не только выручка наших компаний, но и налогообложение нефтегазовой отрасли, ценообразование на внутреннем рынке, а также наполнение федерального бюджета.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко отметил, что надо поменять систему координат и взгляд на данную проблему: «Нынешняя система ценообразования (торговые площадки, котировки) была принята Россией от западного мира. Сейчас наша страна испытывает беспрецедентный уровень экономического давления. Уже никто не скрывает, что идет война, с Европой она пока экономическая. При этом Россия до сих пор находится в зависимом состоянии и реализует свои ресурсы по тем котировкам и ценам, которые формируются на европейских или международных площадках. Поэтому если мы говорим о собственной независимой экономике, нельзя пользоваться только европейскими или американскими ценовыми индикаторами. Они все номинированы в долларах, а доллар сейчас стал токсичной, рискованной валютой, и, продавая свои ресурсы в долларах, мы рискуем обнулить счета. Собственно, это уже случилось, если учесть замороженные резервы нашей страны и счета наших компаний», — пояснил эксперт.
По его словам, как технически переводить ценообразование в рубли — это вопрос на миллиард: «Представители отрасли, корпоративные игроки, регулятор должны организовать обмен предложениями, подсчитать, создать методики расчетов. На мой взгляд, в первую очередь надо создать условия функционирования нормального рынка нефти в РФ. Торговля нефтью должна идти в рублях. Дальше от этого надо строить налоговую систему без внешних индикаторов», — заметил Мищенко.
Он напомнил, что, используя привязку к доллару, мы сами себе закладываем мину для дестабилизации своей экономики и внутреннего рынка:
«Если мы будем продолжать ценообразовываться в рамках философии экспортной альтернативы, то мы постоянно будем тащить на внутренний рынок ту волатильность, которая присутствует на мировых площадках.
Сейчас в новостных лентах часто проходит информация о том, как плохо стало европейским обывателям от роста цен. Но если мы рассчитываем цены на российском рынке по их индикаторам, чем нам будет лучше? Переход на новое ценообразование должно затронуть целый комплекс вопросов с финансами, бюджетированием, налогообложением, с внутренними регламентами нефтяных корпораций, которые в настоящее время полностью построены под глобальную систему мирового рынка. Рубль должен стать основой взаиморасчетов на национальном рынке. Кроме того, нам необходимо предложить свои варианты ценообразования и для наших партнеров по СНГ и ЕАЭС», — рассказал эксперт.
Заместитель председателя правления Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев напомнил, что в России есть Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа: «Как сейчас проходят торги на внутреннем рынке, так же на границе в рублях каждый день должны проходить торги российским экспортным сырьем и формироваться ценовые индикаторы. Кто хочет купить, например, газ, должен приходить на биржу на спотовые поставки. Необходимо формировать срочный рынок в рублях на нефть и на нефтепродукты», — пояснил эксперт. По его словам, следующим шагом должно стать создание российской котировки для хеджирования, которая заставит всех финансистов пользоваться рублями.
Гусев напомнил, что сейчас доллар в рамках свободной конвертации ничем не обеспечен, а рубль обеспечен энергоресурсами, золотом, нефтью, металлом и зерном. При этом рублевая масса не раздута, и нет нужды придумывать какой-то новый золотонефтерубль. Эксперт также указал, что для западных стран тема ухода от доллара очень болезненна: «Смерть Каддафи была обусловлена в первую очередь тем, что он решил отвязать стоимость нефти и газа от доллара и создать единую арабскую валюту», — напомнил Гусев.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков, напротив, считает, что нет смысла уходить от евро и доллара, поскольку Россия продает энергоресурсы для получения международной валюты, которая позволяет нам оплачивать импорт: «На какую систему ценообразования мы хотим перейти, чтобы эта схема не сломалась? Путин, когда объявил о переходе на рули при оплате газового экспорта, подчеркнул, что переход в национальную валюту происходит из-за недоверия доллару и евро как форме платежей, поскольку именно в них арестовали наши международные резервы. Но саму формулу ценообразования мы менять не будем, так как она нас не подводила.
Не надо изобретать велосипед — существующие формулы ценообразования позволяют нам очень хорошо зарабатывать. Страна „пухнет“ от валюты, ее некуда девать, так как импорт в разы сократился, а заход валюты продолжается»,
— указал эксперт.
По его словам, большим вопросом остается тема укрепления рубля, которое может последовать вслед за переходом на национальное ценообразование: «Даже Китай не особо заинтересован, чтобы юань стал глобальной валютой. США будет сопротивляться, мы помним множество случаев, когда кто-то хотел вернуть в страну золото, и у них происходила революция, например, Ливия, Сирия», — напомнил Юшков.
Экономист, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев заметил, что идея создания своих механизмов формирования цен старая, но ее сложно реализовать с технической точки зрения:
«Должна быть биржевая торговля в рублях, а она предполагает наличие большого количества покупателей и продавцов. Но в России на рынке газа совсем другая ситуация.
Кроме того, сама формула цены на газ мне всегда нравилась. Более того, заключены длительные контракты, в которых вопрос формирования цены детально прописан», — подчеркнул эксперт.
Доцент кафедры регионоведения Московского государственного лингвистического университета Саид Гафуров предположил, что с точки зрения экономической цепочки перераспределения производства и обмена создание национальной системы ценообразования принесет положительные плоды: «Экономика — это не про разноцветные бумажки и заряды банковских ЭВМ, а про производство, распределение, обмен и потребление. Переход на рубли с точки зрения национального производства и ресурсообеспеченности дает один результат, с точки зрения финансовой стабильности — другой. Оба подхода имеют право на существование, но надо учитывать множество факторов. Например, у нас есть острый дефицит трудовых ресурсов. С финансовой точки зрения все будет зависеть от кредитно-денежной политики, от того, насколько сильно нас будут давить», — заявил эксперт.
Гафуров не видит причин, которые могли бы препятствовать переходу на национальное ценообразование, но он не уверен в проведении соответствующей политики Центрального Банка: «Для определения цен в рублях должна быть большая финансовая подушка, а именно много дешевых денег. Возникновение такой подушки возможно при условии действия большого количества санкций в долларах и в евро, а у людей при этом на руках должно остаться много рублей, и они будут думать, куда их пристроить. Однако пока такой подушки нет. Более того, она существует только в долларах, даже в евро с оговоркой.
Поэтому, если мы говорим про большой полноценный рынок как в Роттердаме, необходимы излишки рублей. Однако возможен и другой вариант, когда будут проводить аукционы по отдельным партиям энергосырья.
Вариантов много, но все они зависят от количества рублевой наличности», — указал Гафуров.
Он также рассказал, почему Китай до сих пор не перевел свой экспорт на национальное ценообразование: «В Китае идет жесткая борьба между условными шанхайской и гонконгской экономическими линиями. Приверженцы шанхайской линии или устойчивого консерватизма считают, что Китай занимает очень хорошее положение в системе глобального доллара, а как известно „от добра добра не ищут“, поэтому сложившуюся финансовую политику стоит продолжать. Гонконгская группа, напротив, уверена в правильности идеи создания мультивалютной системы, в которой важно место займет не только юань, но гонконгский доллар. Две эти линии всегда боролись друг с другом, но делали это скрыто, так как боялись испортить отношения с США. Сейчас начали обсуждать данную тему открыто, и это большой прорыв», — рассказал эксперт.