Руководство ведущих европейских стран пытается убедить собственное население и даже РФ в том, что Европа якобы способна с минимальными потерями для себя гарантированно выиграть санкционную дуэль с Россией. При этом практически во всех ограничительных мерах, которые вступили в силу на данный момент, присутствует в том или ином виде оговорка, отменяющая действие санкций, если речь идет о закупках углеводородов у РФ.
Однако европейским политикам необходимо проявить решительность в информационном поле, поэтому в последних числах февраля руководство Германии попыталось убедить ЕС, что отказ от российских энергоносителей реален и что у ФРГ якобы есть план, как избежать негативных последствий при таком сценарии.
Канцлер Германии Олаф Шольц, выступая 27 февраля со специальным заявлением на внеочередном заседании бундестага, заявил, что в ФРГ приняли решение быстро построить два терминала по приему СПГ в портах городов Брунсбюттель и Вильгельмсхафен. По сути, он предложил якобы альтернативу поставкам газа по трубопроводам из РФ за счет наращивания импорта СПГ. Также Шольц вспомнил и про ВИЭ. Он заявил, что терминалы по регазификации могут в будущем принимать не только газ, но и «зеленый» водород.
Последнее можно считать даже не просто дешевым популизмом, а, пожалуй, крайней формой отчаяния и уходом в другую реальность.
Во-первых, в мире вообще не существует флота, способного доставлять водород. Кто и как будет доставлять его к терминалам, которые якобы вскоре появятся в ФРГ? В мире есть только одно судно, способное транспортировать водород — это «Suisso Frontier» (в 2019 году построила японская Kawasaki Heavy Industries). Оно способно перевозить всего 1250 кубометров водорода (в сжиженном состоянии при температуре -253°C). Судно курсирует между Австралией и Японией уже несколько лет, но власти этих стран, похоже, не торопятся наращивать такой флот. Причина — колоссальные затраты при постройке подобного судна. Водород воспламеняется при любом контакте с воздухом или кислородом, а качка на море лишь усиливает эту опасность. Решение этих проблем требует уникальных технологий. Впрочем, больших денег стоит и эксплуатация подобных судов, причем это признают даже те, кто сейчас занимается разработкой новых прототипов (Ballard Power Systems, Global Energy Ventures, Wilhelmsen Group).
Во-вторых, вообще непонятно, как его хранить в будущих немецких СПГ-терминалах. Чтобы не произошло воспламенения из-за контакта с воздухом и кислородом, резервуары для хранения должны быть созданы из специальных сплавов, предназначенных именно для работы с водородом. Такой инфраструктуры в ФРГ нет.
В-третьих, стоимость «зеленого» водорода намного выше природного газа. Такой водород создается за счет ВИЭ-генерации, которая производит более дорогое электричество, чем обычные газовые или угольные станции. Это не считая расходов на электролизеры и экологического ущерба от истощения водных ресурсов региона, где будут производить водород. В его стоимость будут включены и колоссальные расходы на транспортировку к терминалу (высокая цена судна, плюс затраты энергии на поддержание температуры водорода на отметке в -253°C).
В-четвертых, в Германии еще нет системы коммуникаций, способной доставлять этот водород потребителям по всей стране. Не только промышленность, а даже обычная газовая плита в доме у простого обывателя не приспособлена для использования водорода вместо природного газа.
Все эти «мелкие детали», о которых забыл упомянуть Шольц, можно смело экстраполировать на весь Евросоюз. В странах ЕС, если они хотят заменить российский газ водородом (непонятно, кто в таком объеме будет его производить для Европы), нет ни инфраструктуры, ни коммуникаций, ни лишних денег в бюджете на дополнительные траты для закупок подобного энергоносителя.
Отчасти мотивацию Шольца можно понять. Ему нужно предъявить населению и политическим элитам Европы пример по адаптации экономики Старого Света к условиям, когда между Европой и Россией возникает серьезная санкционная дуэль. Именно поэтому он заговорил о водороде и скорой постройке СПГ-терминалов.
В Европе действительно есть внушительная по объемам приема сжиженного газа инфраструктура.
По состоянию на февраль 2022 года в странах Европейского союза, включая Великобританию, работало 22 СПГ-терминала.
Еще около 20 объектов на стадии строительства или разработки, правда, учитывая неутихающий энергокризис и сложную конъюнктуру мирового рынка энергоносителей, трудно сказать, будут ли все они в итоге реализованы.
В качестве примера можно взять ту же Германию, где канцлер считает, что СПГ-терминалы в ближайшем будущем помогут стране заменить российский трубопроводный газ. За последние несколько лет в ФРГ планировалось создать 4 объекта по регазификации. В данный момент ни один из них не построен. В послании к бундестагу Шольц говорил о проектах постройки двух СПГ-терминалов — German LNG Terminal в городе Брунсбюттель (в Шлезвиг-Гольштейне) и LNG Terminal Wilhelmshaven в городе Вильгельмсхафен (в Нижней Саксонии).
Проблемы German LNG Terminal:
Проблемы LNG Terminal Wilhelmshaven:
Примерно те же проблемы коснулись и проекта Rostock LNG (проект НОВАТЭКа по импорту СПГ в Германии). Впрочем, в сентябре 2021-го проект был признан сторонами экономически нецелесообразным. Еще один потенциальный терминал — LNG Stade – тоже под большим вопросом. В составе участников проекта не числится ни одной непосредственно газовой компании. Это значит, что даже если терминал построят и запустят в эксплуатацию, не будет ни одного поставщика, который гарантировано станет оправлять СПГ на этот объект.
В целом проблема гарантии поставок СПГ — это не только будущая головная боль Берлина, но и дамоклов меч, который постоянно висит над странами-потребителями сжиженного газа во всем ЕС, где уже работают терминалы. Слишком высокая волатильность цен на сжиженный газ в мире, особенно в последние два года, сделала этот продукт крайне «капризным». Трейдеры регулярно меняют место продажи СПГ в зависимости от конъюнктуры, из-за чего Европа почти весь 2021 год даже не пыталась бороться с Азией за поставки СПГ — Китай, Южная Корея, Индия, Тайвань и Япония платили намного больше. Лишь к концу 2021-го Старый Свет смог закупать больше сжиженного газа, чем в начале и середине года, причем не потому что готов был предложить лучшую цену, а потому что спрос на СПГ в Азии временно снизился.
Нестабильность поставок СПГ, если страны Европы откажутся от трубопроводного российского газа, привнесет серьезный хаос в энергобаланс ЕС. Из-за него энергоемкие предприятия Евросоюза попросту не смогут нормально планировать свой график работ (сегодня электростанции предлагают нормальную цену за МВт*ч, а завтра из-за нехватки или дороговизны газа — запредельно высокую).
Эта проблема будет еще острее на фоне рекордно низких запасов голубого топлива в ПХГ Европы.
Судя по данным Gas Infrastructure Europe (GIE) за январь 2022 года, заполненность всех ПХГ в ЕС опустилась до 45,45%. В хранилищах есть около 49,07 млрд кубометров газа, что на 16,25 млрд меньше, чем в январе 2021-го. В феврале объем всех запасов дошел практически до отметки в 30%. Если остановить закупки углеводородов по трубопроводам из России, то довольно скоро Европе придется компенсировать их с помощью увеличения импорта СПГ, причем независимо от стоимости сжиженного газа. А покупать его придется много. Как сообщили в Wood Mackenzie еще в начале февраля, даже если российский трубопроводный газ продолжит поступать в Евросоюз весной и летом, зима 2022–2023 гг. начнется так же, как и эта, — с запасами в ПХГ на рекордно низком уровне.
Россия по итогам 2021 года поставила в Европу примерно 168 млрд кубометров. Это меньше, чем в докоронакризисном 2019 году (191 млрд), но все же составляет практически треть от импорта голубого топлива Евросоюза. Импорт СПГ в ЕС по итогам 2021 года составил 20% от всего объема закупок газа (около 108 млрд кубометров). Выходит, чтобы компенсировать газовый импорт из РФ, закупки сжиженного газа придется увеличить более чем в 2 раза.
В итоге решение проблемы зависимости от углеводородов из РФ за счет усиленной работы СПГ-терминалов, на которую всей Европе намекает канцлер Германии, выглядит крайне дорогим удовольствием. Более того, за всю историю существования СПГ-терминалов в Евросоюзе ни один из них не был загружен на 100% своей мощности дольше месяца. Этого не произошло даже в 2020 году, когда на рынке сложилась уникальная ситуация, при которой СПГ был выгоднее для отдельных покупателей в ЕС, чем трубопроводный газ из РФ. Надо признать, что в январе 2022-го некоторые европейские СПГ-терминалы принимали рекордные объемы. Всего Европа закупила в январе около 11 млрд кубометров сжиженного газа. Однако речь все же не шла о загрузке абсолютно всех объектов по конвертации на 100%.
Очевидно, что и сегодня европейские потребители углеводородов не горят желанием полностью переходить с трубопроводного газа на сжиженный, особенно сейчас, когда стоимость апрельского фьючерса в европейском хабе TTF выше $1500 за тыс. кубометров. Более того, из-за температуры ниже нормы в большей части северо-восточной Азии в регионе в скором времени ожидается рост спроса и стоимости СПГ. Это значит, что в начале весны могут появиться предпосылки для очередной борьбы за поставки сжиженного газа между Европой и Азией, где выиграет тот, кто больше заплатит. Впрочем, по политическим причинам руководство европейских стран может и не спрашивать мнения потребителей в ЕС.
Старый Свет могут насильно перевести на СПГ из-за нового витка обострений отношений с РФ и очередных санкций.
«Сейчас нет ни достаточной инфраструктуры, ни свободных объемов газа для того, чтобы заместить российский газ на европейском рынке. Объемы поставок СПГ могут быть увеличены к уровню прошлого года, но в январе, по сути, они работали близко к пределу возможностей.
При этом в мобилизационных условиях работы экономики и с заоблачными ценами на рынке все может быть. Пока, видимо, цена считается слишком большой, поэтому санкции старательно обходят текущие поставки энергоносителей из РФ.
Но нельзя полностью исключать сценария, что в Евросоюзе будут стремиться к сокращению потребностей в российских энергоносителях, особенно в газе»,
— считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
Никто среди лидеров европейских стран пока что так и не дал четкого ответа на вопрос, а хватит ли действующих мощностей терминалов, чтобы полностью компенсировать импорт российского газа. Зато на него уже отвечают в экспертном сообществе Европы и США. К примеру, аналитики Barclays говорят, что полная замена 150-190 млрд кубометров российского газа в ЕС за счет закупок СПГ (с дальнейшей его регазификацией и распределением по странам Евросоюза) в краткосрочной перспективе недостижима.
В отдельных регионах Евросоюза концентрация СПГ-терминалов выше, чем у других. К примеру, в Испании их 6 единиц. В январе 2022-го, как заявили аналитики из Kpler, коэффициент использования испанских терминалов составил 45% от всех закупок сжиженного газа в ЕС. Выходит, Пиренейский полуостров действительно может обходиться без российского газа (что он и делает уже долгие годы). Но Испания при всем желании не сможет «распространить» свою уникальную независимость от российских углеводородов (принимать больше СПГ, конвертировать его в обычное состояние и доставлять газ на север и восток по магистралям) даже на соседние страны Западной и Центральной Европы. Общая мощность прокачки газопроводов, связывающих Испанию с Францией, не превышает 7 млрд кубометров в год. В определенной мере то же самое можно сказать и о других странах, которые имеют в своем распоряжении действующие СПГ-терминалы. Их мощностей и систем коммуникаций попросту недостаточно, чтобы в один миг, если введут запрет на покупку газа у РФ, заменить его поставками СПГ.