Posted 22 февраля 2022, 11:29
Published 22 февраля 2022, 11:29
Modified 16 августа 2022, 21:48
Updated 16 августа 2022, 21:48
Метан продолжает будоражить европейский политический истеблишмент. В 2021 году США нарастили поставки своего СПГ в Европу, и Еврокомиссия захотела сделать Вашингтон основным поставщиком газа, а министр финансов ФРГ Кристиан Линднер заявил о необходимости строить СПГ терминалы в Германии. С политической точки зрения замена «неправильного» сетевого газа из РФ на «правильный» американский СПГ выглядит логично. Однако желания европейских чиновников далеко не всегда соотносятся с реалиями мирового энергорынка, а также с кошельком рядовых европейцев.
Стоит отметить, что на фоне резкого роста цен на газ Еврокомиссия уже не первый месяц фонтанирует различными идеями по вопросам стабилизации топливного рынка Европы. К последним из них относится не только желание сделать США главным поставщиком газа, но и попытки ввода правил по минимальным запасам газа, которые должны быть в подземных хранилищах газа (ПХГ) на территории Евросоюза к началу отопительного сезона. Стоит напомнить, что в последние годы Европа расширяла свои газовые хранилища, их совокупный объем уже превышает 100 млрд кубометров. В 2021 году из-за роста цен на газ (летом газ по $300 за 1000 кубов европейским компаниям казался дорогим) ПХГ удалось наполнить только на 75%, хотя годом ранее эти цифры составляли 94%. 17 февраля 2022 года запасы европейских хранилищ практически иссякли, то есть было отобрано 95,3% (44,8 млрд куб. м) из закачанных летом объемов.
Сейчас цены колеблются в районе $800-1000 за кубометр, и в ближайшее время никто не прогнозирует резкого снижения стоимости энергосырья, особенно с учетом нарастания геополитической напряженности. Поэтому в принципе если Еврокомиссия сейчас обяжет владельцев ПХГ во что бы то ни стало заполнять хранилища, то для поставщиков СПГ европейский рынок сохранит свою привлекательность. При этом не стоит забывать, что до недавнего времени газовый рынок испытывал нехватку предложения, особенно на азиатском направлении. В ежегодном прогнозе развития рынков СПГ концерна Shell говорится, что торговля сжиженным природным газом в мире в 2021 году выросла на 6%, до 380 млн тонн или более 524 млрд кубометров. Экспорт сжиженного газа в ЕС стал возможным только после некоторого насыщения газом стран АТР. Если в дальнейшем стоимость газа в Азии вновь вырастет, танкеры с СПГ до Старого Света не дойдут.
В то же время, если сбудется мечта Еврокомиссии и главным поставщиком газа в ЕС станут Соединенные Штаты, то именно они должны будут отвечать за наполнение европейских газовых хранилищ (около 100 млрд кубометров) политически правильными молекулами метана.
Но есть ли у США физическая возможность для того, чтобы оправдать надежды Еврокомиссии?
Согласно статистическим данным, в последние годы США вышли в лидеры по объему добычи газа — более 900 млрд кубометров, весьма внушительная цифра. Например, Россия добыла только 762,3 млрд куб. м. Однако внутреннее потребление в США составило в прошлом году более 870 млрд, то есть экспортных объемов у Вашингтона не так уж и много — порядка 150 млрд. Но и это цифра достаточно солидная, если учесть, что в 2021 году более 100 млрд кубометров приходится на СПГ. По данным Bloomberg, США в 2021 году поставили на мировой рынок рекордное количество танкерных партий СПГ — 1043, почти половина партий ушла в Азию, треть — в Европу, остальные — в Латинскую Америку. Shell сообщает о росте спроса на сжиженный газ в КНР до 79 млн тонн (более 109 млрд кубометров) и выходе этой страны на первое место по импорту СПГ. Вторым крупнейшим импортером 2021 году стала Япония, за ней последовала Южная Корея, а на четвертой и пятой строчках расположились Индия и Тайвань. Кроме того, по информации компании, Бразилия утроила импорт СПГ в течение 2021 года — до более чем 7 млн тонн (более 9 млрд кубометров) в связи с уменьшением производства гидроэнергии. Shell прогнозирует дефицит сжиженного природного газа из-за разрыва между спросом и предложением к середине 2020-х годов.
В 2021 году экспорт СПГ в Европу из США был самым высоким по объему, составив рекордные 22 млрд кубометров! Его средняя цена для европейских потребителей — $545 за тысячу кубометров. Поставки в Европу российского сетевого газа в 2021 году превысили 180 млрд кубометров, а СПГ — 19 млрд кубометров. На российский экспорт пришлось 60% европейского газового импорта. По данным Федеральной таможенной службы России, средняя цена для Европы российского трубопроводного газа составила $273 за тысячу кубометров, то есть в два раза ниже, чем у американского СПГ.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен признала, что Евросоюз в ближайшее время не сможет заменить российский газ поставками сжиженного природного газа (СПГ) из США, тем не менее главным поставщиком Еврокомиссия видит именно Вашингтон.
В 2022 году поставки сжиженного газа в ЕС сильно выросли, достигнув 400 млн куб. м в сутки, что в четыре раза больше, чем поставляет «Газпром» через Украину по контракту — 107 млн куб. м в сутки. Естественно, это окрылило проамериканское руководство ЕС. Но столь объемный импорт сжиженного газа произошел за счет перераспределения экспортных потоков из Азии в Европу. Как отметил российский вице-премьер Александр Новак, СПГ для азиатского рынка были перенаправлены в ЕС после снижения «азиатской премии».
Но как только азиатская премия вырастет, танкеры с американским СПГ вернутся в Азию. Ведь главный рынок сжиженного газа — это Китай, Япония, Южная Корея.
Причем последние две страны мало того, что практически полностью зависят от экспортных поставок газа, так еще и являются военными союзниками Соединенных Штатов, у них очень много общих интересов. Токио и Сеул рассчитывают на определенные объемы американского энергоносителя, они законтрактованы, и лишать их топлива в угоду европейским амбициям администрации Байдена никто не будет. Поэтому даже если США станут крупнейшими поставщиками СПГ в мире, европейскому рынку от этого легче не будет. Дополнительные объемы возможно и доберутся до Старого Света, но в весьма ограниченном количестве.
Сейчас ожидается, что США смогут нарастить поставки СПГ в Европу на 16%. В феврале США запустят два новых крупных СПГ-проекта, мощность которых составит 15 млн тонн СПГ в год. Однако большая часть из них уже законтрактована. Запуск следующих линии по сжижению в США ожидается не раньше 2024 года, поэтому в ближайшие три года страна не в состоянии поставлять новые объемы сжиженного газа на мировой рынок. Для того чтобы полностью заместить Россию по поставкам газа на европейский рынок, США должны удвоить достигнутый объем экспорта СПГ, довести его до 200 млрд кубометров и полностью перенаправить его в Европу.
Не стоит забывать и про логистику. Напомним, что уже сейчас большинство европейских СПГ-терминалов загружены на полную мощность. Они не справятся с ростом поставок СПГ. Развивать инфраструктуру можно, но для этого потребуется время и огромные инвестиции. Не стоит забывать и о новом флоте. В настоящее время вместимость одного танкера СПГ составляет порядка 200 тыс. кубометров. 34 танкера — это примерно 6-7 млн кубометров или 3-4 млрд кубометров, если переводить из жидкого в газообразное состояние. Поэтому для резкого роста экспорта СПГ потребуется новый танкерный флот, но американские компании не спешат его строить. Возможно, все дело в перспективах производства газа на территории США. Согласно последним данным, объем американских газовых запасов составляет от 11 до 13 трлн кубометров, поэтому при нынешних темпах добычи газа хватит в лучшем случае на 15 лет. Инвесторы не спешат вкладывать деньги в строительство новых судов для увеличения американского экспорта.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов в своем комментарии для «НиК» отметил, что традиционно больше всего американского СПГ идет в Азию и Латинскую Америку: «В Азии выше цены, а Латинская Америка рядом. Однако в последнее время цены в Европе выросли, и танкеры пошли в Старый Свет. Поставки СПГ зависят от цен, в них нет политической подоплеки», — напомнил эксперт.
Он напомнил, что в ближайшее время США не собираются запускать большие СПГ-проекты, поэтому принципиально увеличить свои поставки на мировой рынок они не в состоянии, но из-за цен на газ и стоимости транспортировки может произойти перераспределение между рынками: «Большинство объемов СПГ в Азию идут по долгосрочным контрактам. Страны могут перепродавать какую-то часть законтрактованного СПГ, в том числе и на европейский рынок, но 75% поставок на азиатском направлении привязаны к нефти по долгосрочным контрактам. В Европе наоборот доминирую спотовые поставки.
Европейский рынок получается замыкающим, то есть танкеры туда поплывут только в случае благоприятных условий»,
— пояснил Правосудов.
Что же касается перспектив газовой добычи в США, то эксперт заметил, что теоретически США могут нарастить добычу газа, запасы у страны есть, но проблема в инвестициях: «Инвесторы уже обожглись на инвестициях в сланцевые углеводороды (основные объемы газа американские компании производят за счет разработки сланцевых месторождений — НиК). В свое время они уже вкладывали деньги в этот сектор, за счет этого добыча увеличилась. Однако после резкого роста производства нефти и газа цены на углеводороды стали падать, многие потеряли деньги и вышли из этих проектов с убытками. Поэтому сейчас инвесторы с осторожностью рассматривают сланцевую добычу. Кроме того, в США доминирует зеленая повестка, и многие банки не хотят вкладывать средства в нефтегазовый сектор. Да и сами сланцевые компании, которые ранее привлекали деньги под рост добычи, сейчас делают ставку на возвращение инвестиций», — рассказал Правосудов.
Руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа им. Губкина Вячеслав Мищенко в своем комментарии подчеркнул, что Еврокомиссия не является участником газового рынка ЕС: «Американский газ не сможет автоматически прийти в Европу, если США признают главным поставщиком этого энергоносителя в Евросоюзе.
В Соединенных Штатах производством и продажей газа занимаются частные компании. Только они определяют, куда и по какой цене отправлять свою продукцию.
Сейчас какие-то объемы перенаправили в Европу, но только по причине роста цен в этом регионе, то есть европейский рынок стал более привлекательным для американского СПГ. Данная ситуация нестабильна, поскольку газ из США пойдет в том направлении, где цены выше. Это говорит о том, что Еврокомиссия, как и все остальные органы власти Евросоюза, находятся в какой-то параллельной реальности», — заметил эксперт.
Он отметил, что из-за сложной системы контрактов, трудно понять, какими объемами производства СПГ обладают Соединенные Штаты: «Проблема с американским газом заключается в том, что он не всегда есть. Из 150 млрд заявленной экспортной мощности половина может выпадать по разным причина. Например, его в какой-то момент невыгодно добывать, или он идет на внутренний рынок. При этом согласно контрактам процесс сжижения заводам в любом случае оплачивается. Вот и получается, что все друг другу платят, но по факту СПГ на рынок не приходит. У трейдеров в портфеле всегда есть микст из поставщиков, торговать только американским газом не всегда выгодно. Поэтому американский СПГ — это не стабильные поставки, а рулетка, в которой участвует много игроков. Долгосрочные поставки сетевого газа, которые заключает „Газпром“, имеют четко законтрактованные физические объемы. Они поступают по трубе, и их легко отследить», — пояснил Мищенко.
Эксперт усомнился и в том, что Еврокомиссии удастся каким-то образом регулировать объем наполнения европейских ПХГ: «По какой цене будут покупать газ, и кто должен это оплачивать? Газ надо хранить, при этом цены на него могут падать. Кроме того, ПХГ в Европе главным образом находятся в частной собственности, поэтому непонятно, как бизнес будут принуждать к газовым закупкам. Рынок так не работает. Заявлений Еврокомиссии много, а газ как тек с Востока на Запад, так и течет. Ведь политический фарс не имеет никакого отношения к рыночным механизмам», — резюмировал Мищенко.
Исполнительный вице-президент Shell Energy Стив Хилл считает, что Европа может столкнуться с очень сложными условиями прохождения зимы 2022–2023 года, если поставки газа из России останутся на текущем уровне. То есть западные компании не собираются заполнять европейские ПХГ газом. Российский газ Еврокомиссии не нравится, запуск проекта «Северный поток-2» затягивается. В этой ситуации странам Евросоюза стоит готовиться к худшему. И это не только огромные счета за газ и электроэнергию, но и рост стоимости продовольственной корзины из-за рекордных цен на азотные удобрения, стагнация промышленности. Проамериканскую политическую линию Брюсселя придется оплачивать рядовым европейцам.