Как это сочетается с обещаниями президента ограничить использование ископаемого топлива в стране, и долго ли продлится «угольный бум» — в собственном материале Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК).
Более 40% угля в Америке добывается в бассейне Паудер-Ривер, протяженностью 120 миль вдоль границы Монтаны и Вайоминга. Это самый настоящий «дикий Запад», где живет обычный американский рабоче-крестьянский народ. Там всегда голосуют за традиционные ценности и за Дональда Трампа с Джорджем Бушем. Когда в этих местах закрываются шахты, люди остаются без средств к существованию. Именно это и происходило в последние годы, когда вместе с закрытием шахт происходило сокращение рабочих мест.
Соединенные Штаты остаются третьим по величине потребителем угля в мире — даже после того, как за последние 10 лет были закрыты 25% угольных мощностей. По данным Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA), к 2030 году планируется закрыть еще четверть.
В 2020 году производство достигло 50-летнего минимума. Но вдруг в 2021 году ситуация резко изменилась.
В год проведения конференции по климату СОР26 в Глазго Америка оказалась в прямом смысле «перепачкана» углем.
Добыча угля в 2021 году выросла на 7%. Согласно новому отчету Rhodium Group, потребление угля в США в прошлом году подскочило на 17% по сравнению с уровнем 2020 года.
Peabody Energy, крупнейший в мире производитель угля в частном секторе, зафиксировала самую высокую квартальную прибыль как минимум за два десятилетия. Компания сообщила о чистой прибыли в размере $513 млн за последние три месяца 2021 года. В 2020 году был зафиксирован убыток в размере $129 млн.
Рост добычи угля противоречил обещаниям Джо Байдена добиться 100-процентного сокращения углеродных выбросов к 2035 году. Выработка электроэнергии на угле производит примерно в два раза больше выбросов углерода, чем природный газ.
Что заставило американского президента нарушить свои «зеленые» предвыборные обещания, во многом благодаря которым он пришел к власти год назад? Даже при лучшем друге американских нефтяников и шахтеров Дональде Трампе добыча угля последовательно сокращалась все четыре года его правления.
В итоге, когда в Глазго 40 стран договорились о прекращении использования угля к концу 2040-х годов, США этот документ не стали подписывать, присоединившись к таким странам, как Китай и Индия. В этот момент американцы усиленно добывали уголь, да с таким упорством, что запасы угля осенью 2021 года упали до уровня 2001 года. В итоге США закрыли год — впервые с 2014-го — с ростом производства электроэнергии за счет сжигания угля.
Так чему же обязан такой неожиданный рост добычи угля? Как оказалось, в том числе высоким ценам на природный газ. Все как всегда: как только появляются проблемы, на помощь приходит старый знакомый — проверенный годами уголь.
Обвал цен на нефть в 2020 году вынудил сланцевых операторов сокращать запланированные расходы на бурение, буровые установки простаивали без дела. Нехватка газа вкупе с восстановлением мировой экономики и спроса на энергию привела к росту цен на природный газ и побудила производителей электроэнергии сжигать больше дешевого угля.
Международное энергетическое агентство (МЭА) заявляет, что рост производства угля вряд ли продолжится в долгосрочной перспективе по причине продолжающегося вывода электростанций из эксплуатации. А также конкуренции со стороны альтернатив, например, природного газа. Что же будет, если цена на газ опять вырастет? А если угольные шахты в тот момент уже будут закрыты?
По прогнозам EIA, добыча угля вырастет на 6% в 2022 году, поскольку угольные электростанции восстанавливают уровни запасов. Однако в 2023 году добыча угля вырастет только на 1%.
Когда в начале 2021 года МЭА намечало путь к нулевым выбросам, было обозначено, что использование угля в богатых странах, таких как США, необходимо полностью прекратить в 2030-е годы, а в развивающихся странах — в 2040-е годы. Подобный план был отражен на конференции в Глазго. По прогнозам, потребление угля на электростанциях в США к 2030 году составит 160 млн тонн. В 2020 году эта цифра составила примерно 500 млн тонн.
Но есть мнение, что конец угля в США может наступить быстрее и более естественным путем, даже без каких-либо мер правительства.
Дело в том, что инвесторы все с меньшим желанием хотят инвестировать в горнодобывающую промышленность. Отрасль сокращается.
Так что кратковременный рост добычи вряд ли является каким-то новым веянием — скорее исключением из общего правила, по которым двигается американская энергетика. Оживление — явление временное, в том числе из-за ужесточения климатической повестки.
Важный вопрос заключается в том, как долго смогут продержаться американские угольные электростанции. Возможно, намного дольше, чем кажется. По данным BP, даже в кризисном для сектора 2020 году внутреннее производство электроэнергии за счет сжигания угля составило около 844 тераватт-часов, что почти в два раза больше, чем 475 тераватт-часов, которые были произведены всеми солнечными и ветровыми проектами в США.
Несмотря на общие тенденции, уголь остается важным топливом для производителей электроэнергии в США и во всем мире. А обещания отказаться от углерода к 2035 году все больше похоже на принятие желаемого за действительное. Кончину углю обещают уже давно, только что-то он все тлеет, но не гаснет.