Еврокомиссия включила атом и газ в «зеленую таксономию ЕС» — Австрия подаст на ЕК в суд

2 февраля 2022, 18:18
Атомная энергетика и газовые проекты, призванные облегчить энергопереход в Европе, давно имеют ряд противников среди политиков стран-участниц ЕС

Еврокомиссия включила атомную энергетику и природный газ в т. н. «зеленую таксономию ЕС» — классификатор экологически устойчивых видов деятельности для инвесторов.

«Газ и атомная энергия могли бы содействовать тяжелому переходу к климатической нейтральности. Мы разработали строгие условия для их включения в таксономию. Для них будут установлены четкие ограничения и сроки для поэтапного вывода из эксплуатации», — цитирует «Интерфакс» еврокомиссара по финансовым вопросам Мейрид Макгиннесс.

При этом инвестиции в газовые проекты/инфраструктуру попадают под действие «зеленой таксономии» до 2030 года, в атомную энергетику — до 2045 года. Основные ограничения для газовых энергопроектов - не более 100 г СО2 на кВт*ч выработанной энергии, также такие проекты должны стать низкоуглеродными или возобновляемыми активами к концу указанного срока. Для атомных энергопроектов вводятся ограничения в части минимизации радиоактивных отходов.

Но в первую очередь ЕС следует отказаться от такого «грязного» энергоносителя, как уголь, заявила Макгиннесс.

Еврокомиссар уточнила, что данный классификатор не является обязывающим документом, а лишь повышает прозрачность на финансовом рынке для частного сектора, который заинтересован в устойчивом инвестировании. Решение о структуре энергетики и согласования проектов по-прежнему остаются за странами ЕС.

Изменения в «зеленую таксономию» теперь должны согласовать Европарламент и правительства стран, входящих в ЕС. С этим, похоже, будут проблемы: австрийский министр по делам защиты климата, экологии, энергетики, транспорта, инноваций и технологий Леоноре Гевесслер уже сообщила, что Австрия подаст иск в Европейский суд, когда решение ЕК об изменениях вступит в силу. «Мы будем бороться с этим предложением. В следующие недели мы подготовим юридические шаги. Когда документ вступит в силу, подадим иск с требованием признать его недействительным в Европейском суде», — заявила Гевесслер, добавив, что Люксембург поддержит инициативу Австрии.

Энергокризис 2021-го заставил Европу иначе взглянуть на ранее считавшиеся «грязными» газ и — особенно — АЭС. И дискуссия вокруг «экологически устойчивых проектов» создала раскол в ЕС. Германия, Австрия, Испания и Люксембург выступают против атомной энергетики (Германия, впрочем, ратует за природный газ). Франция, создающая вокруг себя коалицию сторонников АЭС (Румыния, Чехия, Финляндия, Словакия, Хорватия, Словения, Болгария, Польша), настаивает на включении атомной энергетики в «зеленую таксономию».

Почетный профессор Норвежской бизнес-школы в Осло Ойстейн Норенг ранее сказал для E: «Было бы заблуждением утверждать, что в Евросоюзе имеется хорошо функционирующий энергетический рынок. То, чем он располагает, представляет собой торг в сфере энергетики между Еврокомиссией, крупными странами Евросоюза, энергетическим сектором и крупными компаниями. Этот торг приводит к компромиссам, которые могут соблюдаться, а могут и не соблюдаться. В более сильной позиции находятся бизнес-интересы, а не профсоюзы или потребители, а окончательное решение остается за могуществом — в первую очередь могуществом Германии».

Замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов в интервью «НиК» отмечал, что одним из крупнейших производителей оборудования для солнечной и ветряной генераций является немецкий конгломерат Siemens, однако если генерирующим компаниям позволят развивать АЭС, они обратятся к французской Electricite de France или российскому «Росатому»: «Все пляски вокруг безуглеродного статуса атомной генерации — это пляски вокруг денежных потоков, и стороны будут драться до последнего. Закрытие угольных станций, как показал прошедший год, требует мероприятий по усилению энергобезопасности ЕС, и застраховаться от рисков повторения энергокризисов можно, в частности атомной генерацией, а также газовой».

Впрочем, как отметил директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев для «НиК», Германия обладает самой сильной экономикой в Еврозоне, но и Франция не сможет отказаться от своей программы развития атомной генерации: «Исход битвы неизвестен».

#Рынки #Энергопереход #Еврокомиссия #ЕС #Инвестиции
Подпишитесь