Posted 1 февраля 2022, 12:07
Published 1 февраля 2022, 12:07
Modified 16 августа 2022, 21:48
Updated 16 августа 2022, 21:48
В европейском энергетическом кризисе нужно винить саму Европу, а не Россию, считает почетный профессор экономики и менеджмента в нефтяной отрасли Норвежской бизнес-школы в Осло Ойстейн Норенг. Его аналитическую статью, посвященную энергетическим проблемам Евросоюза, несколько дней назад опубликовало агентство Energy Intelligence.
Необычайно внушительный скачок цен на энергоносители нанес удар по Европе, но рост цен был спровоцирован не турбулентностью на рынке нефти, а неправильной европейской энергетической политикой. Но виноватой, как это часто бывает, оказалась Россия. Фатих Бироль, президент Международного энергетического агентства, и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг уже обвинили Россию в том, что она сдерживает поставки газа, «цинично манипулируя» европейским энергетическим рынком. Напротив, основатель Оксфордского института энергетических исследований (OIES) Джонатан Стерн считает, что в энергетическом кризисе в Европе виновны Евросоюз и Великобритания. Поставки российского газа в Европу сократились примерно на треть, запасы российского газа сокращаются, но факт остается фактом: Россия выполнила свои договорные обязательства, пусть и ограничилась лишь их объемами. Это обстоятельство свидетельствует о правоте Джонатана Стерна.
Евросоюз в течение многих лет заявлял о намерении либерализовать рынки газа и электроэнергии, отказываясь от долгосрочных контрактов, привязанным к нефтяным котировкам, в пользу спотовых сделок. Тем самым Евросоюз планировал решить задачи сокращения импорта, развития возобновляемых источников энергии и содействия конкуренции, чтобы обеспечить своих потребителей чистой, доступной и гарантированной энергией. Совсем недавно Евросоюз объявил о цели достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году, а это означает, что долгосрочные газовые контракты ему не понадобятся.
До 2020 года эта политика имела успех.
СПГ действительно обеспечивал для Евросоюза рост поставок газа по более низким ценам. Несмотря на заявления российской стороны, что она не обязана поставлять газ в Европу без контрактов, Евросоюз сохранял спокойствие.
Реальная ситуация начала 2022 года резко отличается от того, что было раньше. Предпочтительным рынком для СПГ сейчас является Азия. Солнечная и ветровая энергетика, от которой теперь зависит Евросоюз, не сработала, как ожидалось. Европа оказалась в ситуации значительного дефицита энергии при самой дорогой ее стоимости в мире и низкой надежности поставок. Выбросы углерода уменьшились, но ценой производства, занятости и доходов.
Кризис цен на энергоносители, от которого пострадала Европа, был спровоцирован неудачными политическими решениями, а не перебоями с поставками. Евросоюз стремится стать мировым флагманом экологической политики, но рискует оказаться в «хвосте» мировой экономики.
Теоретически энергетическая политика Евросоюза преследует благородные цели, но на практике каждая из них труднодостижима, а в совокупности обеспечить их еще сложнее.
Было бы заблуждением утверждать, что в Евросоюзе имеется хорошо функционирующий энергетический рынок. То, чем он располагает, представляет собой торг в сфере энергетики между Еврокомиссией, крупными странами Евросоюза, энергетическим сектором и крупными компаниями. Этот торг приводит к компромиссам, которые могут соблюдаться, а могут и не соблюдаться. В более сильной позиции находятся бизнес-интересы, а не профсоюзы или потребители, а окончательное решение остается за могуществом — в первую очередь могуществом Германии.
Европейский энергетический кризис особенно сильно проявился в Великобритании и Германии — двух странах, имеющих одни из самых высоких цен на электроэнергию в мире.
В Германии политики решили отказаться как от угольных, так и от атомных энергетических мощностей. В этом году Германия закроет свои атомные электростанции, но замены им нет. В качестве альтернатив предлагаются ветряная энергия и газ, однако газопровод «Северный поток-2» до сих пор не введен в эксплуатацию из-за юридических и политических препятствий. Правда, у Германии есть деньги, чтобы покрыть дефицит за счет импорта электроэнергии, как бы это ни повлияло на европейские цены на электроэнергию.
Ветряные электростанции и в Германии, и в Великобритании нередко зарабатывают больше, когда они отключены от сети, благодаря государственным компенсациям, нежели благодаря функционированию в нормальном режиме. Низкий коэффициент преобразования энергии ветра предполагает чрезмерные инвестиции в это направление. В совокупности с недостаточным производством электроэнергии в условиях слабого ветра это приводит к тому, что цены на электроэнергию растут во всей Европе — и это полностью соответствует принципу, согласно которому электроэнергия должна поступать туда, где цены самые высокие.
Теоретически трансграничная торговля электроэнергией должна быть выгодна потребителям. Конкуренция может снижать цены, а разнообразие производителей — гарантировать поставки. На практике же прошлогодняя реальность была далека от картины идеального рынка.
Не рыночные силы, а политика останавливает атомные электростанции в Германии и сохраняет ее во Франции или Великобритании, и наоборот: во Франции и Великобритании газовой энергетике чинятся препятствия, а в Германии она сохраняется.
Весь этот дорого обходящийся потребителям хаос будет лишь продолжаться.
Мало какие правительства потратили на финансирование перехода к «зеленой» энергии больше, чем немецкое. Тем не менее опрос, проведенный в марте 2021 года, показал, что немецкие домохозяйства в среднем платят за электроэнергию по самым высоким ценам из 147 охваченных исследованием стран. Несмотря на это Германия упорно отказывается растянуть во времени поэтапный отказ от атомной энергии или предоставить временное разрешение на эксплуатацию «Северного потока-2», вместо этого переключаясь на импортируемую электроэнергию. Немецкое упрямство или отсутствие гибкости и правда поразительны.
В Великобритании основной причиной нехватки газа и резкого роста цен на электроэнергию стало закрытие правительством крупнейшего газохранилища Rough в Северном море. Сначала было принято решение заменить уголь атомной, газовой и ветровой энергией, а следующим шагом в плане Великобритании стал поэтапный отказ от газа, в рамках которого и состоялось закрытие газохранилища. Но как только ветер перестал дуть, страна испытала удар необычайно высоких цен на электроэнергию.
Власти Франции действовали более решительно, ускорив темпы развития атомной энергетики после долгого перерыва. В качестве краткосрочной антикризисной меры Франция ввела верхние ограничения для тарифов на электроэнергию и газ и обязала энергетические компании в первую очередь обслуживать внутренний рынок. Эти затраты будут покрыты правительством и государственной энергетической компанией EDF. Действия Франции могли бы стать образцом для Евросоюза, но Германия и Великобритания, похоже, этого не желают.
Таким образом, текущий кризис цен на энергоносители в Европе основан не на нехватке ресурсов, а на ошибочных суждениях конкретных людей. Раньше в энергетическом секторе преобладали инженеры, главной задачей которых было обеспечение надежного и доступного снабжения, но в последнее время основная цель изменилась — теперь это не благосостояние потребителей, а доходы производителей.
Забота о гарантированной и доступной энергии уходит на второй план, а политики лишь усугубили эту ситуацию.
В какой степени энергетическая политика будет способствовать размежеванию внутри Евросоюза, замедлению или даже развороту вспять либерализации энергетического сектора и «зеленого» перехода? Пока это открытый вопрос. Между тем новый газопровод, соединяющий Россию с Германией, простаивает.
Обвинения в адрес России, что она сдерживает поставки газа и тем самым «цинично манипулирует» энергетическими рынками Европы, подразумевает, что у России должны быть некие внедоговорные обязательства по поставкам газа на условиях Евросоюза. Однако эти же обвинения не принимают во внимание звучавшие ранее критические заявления, что «Северный поток-2», мол, был лишним проектом и предназначался в качестве политического инструмента для российского доминирования в Европе.
Теперь же оказывается, что Россия — это зло вне зависимости от того, предлагает ли она новый газопровод, финансирует и достраивает его или же настаивает на своих условиях.
Россия сделала крупные инвестиции в «Северный поток-2» для того, чтобы зарабатывать деньги, а не создавать проблемы. Одновременно у нее появился новый потребитель — Китай, который получает газ из тех же районов Западной Сибири, откуда сейчас газ поступает в Европу. Россия действительно заслуживает критики в отношении прав человека, однако выдумывание иррациональных обвинений лишь ослабит позицию тех, кто не хочет обратиться к сути изъянов европейской энергетической политики.