На прошедшей неделе наступила долгожданная развязка политико-дипломатической драмы последнего месяца — посол США в Москве Джон Салливан в среду вечером привез в МИД России письменный ответ США (а по сути — коллективного Запада) на российские требования о гарантиях безопасности. Детали ответа по просьбе самих же «ответчиков», в роли которых в этот раз выступают Соединенные Штаты и их союзники, не разглашаются. По косвенным высказываниям российских дипломатов, в ответе есть желание продолжать переговоры, но нет главного — самих гарантий. Мяч теперь на российской стороне, и эксперты (да и политики тоже) теряются в догадках о том, какой будет реакция России.
Параллельно с подготовкой ответа на российские требования разыгрывалась еще одна драма под названием «российское вторжение на Украину». Западные средства массовой информации настолько убедительно доказывали все это время безальтернативность войны и вторжения, что из Киева в буквальном смысле побежали иностранные дипломаты с семьями, учителя, бизнесмены и простые туристы. Нервозности добавила и риторика американских конгрессменов — России пригрозили новыми, невиданными до этого времени «санкциями из ада» или даже какой-то «матерью всех санкций». Звучит действительно устрашающе, но как-то очень неконкретно. Что же на самом деле это может значить для российской экономики и для отечественного ТЭК?
Начнем с того, что авторы нового законопроекта о санкциях против России во главе с сенатором-демократом Робертом Менендесом от штата Нью-Джерси (который и ввел в обиход новый термин — «Mother-of-all-sanctions bill») столкнулись с трудностями при рассмотрении проекта. По собственному признанию, политикам банально не хватает времени для того, чтобы придумать и провести через конгресс новый пакет санкций. Сенаторы США затрудняются принять санкции против России, поскольку им некогда это сделать, и причиной тому — зимняя непогода и быстро распространившийся омикрон-штамм.
И тем не менее кое-какие конкретные предложения сенаторов были озвучены публично.
Законопроект, который и назвали «матерью всех санкций», предполагает санкции против «Северного потока-2», добывающих отраслей, нескольких российских банков, госдолга, президента Владимира Путина и других представителей руководства страны. Также новые санкции предполагают блокировку расчетов в долларах при поставках российских энергоносителей. Снять санкции в случае их введения президент США сможет только после обращения в комитет палаты по ассигнованиям, где необходимо будет подтвердить, что не осталось оснований для ограничительных мер.
После того, как новый предполагаемый пакет «матери всех санкций» был озвучен, первыми занервничали европейские покупатели. В частности, представители немецкого истэблишмента прямым текстом требуют исключить поставки энергетических ресурсов из пакета санкций ввиду того, что немецкая (и европейская) экономика критически зависит от российских энергоносителей. Резкое и одномоментное прекращение поставок из России приведет к энергетическому кризису и создаст предпосылки для социальной катастрофы во многих странах Европейского союза, которые и без того испытывают сильное давление из-за ковидных ограничений и взрывного роста цен на газ и другие энергоресурсы.
Что же касается российской позиции, то, на наш взгляд, при малой вероятности масштабных ограничений поставок нефти и газа на европейский и мировой рынок нарастают риски, связанные с привязкой российских торговых контрактов к доллару и к западным рыночным индикаторам, — фактор уже вполне очевидный и предсказуемый.