Из огня да в полымя — именно так можно охарактеризовать состояние мировой нефтегазовой отрасли, переживший вначале пандемийный кризис 2020 года, когда стоимость нефти и газа стремилась к нулю, а потом 2021 год, принесший резкий дефицит углеводородов и «космический» рост цен на ряд продуктов, например, на газ. Когда мировой рынок штормит, каждый спасается, как может. С какими победами и поражениями пережила эту турбулентность российская нефтегазовая отрасль, и к чему ей готовится в 2022 году, «НиК» рассказал замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов:
«Наибольший успех отрасли — это демонстрации устойчивости и адекватности сложившейся системы. Если мы посмотрим на такие мощные нефтедобывающие страны, как, например, Норвегия, то увидим, что даже эту страну не в полной мере миновал энергетический кризис, накрывший Европу, Азию и США. Он сказался в том числе и на надежности энергопоставок населению этой страны. Российская энергосистема пусть и работает не идеально, ее есть за что покритиковать, однако в текущих условиях она продемонстрировала способность переживать кризисные явления гораздо более эффективно.
Успехом я бы назвал и достаточно планомерную и эффективную работу российских нефтяных компаний в рамках соглашения ОПЕК+. Это важно, так как еще 2020 году многие аналитики прогнозировали, что России будет сложно вначале резко сократить добычу, а потом наоборот нарастить ее. Тем не менее, добыча нефти в нашей стране планомерно увеличивается в рамках достигнутых договоренностей ОПЕК+. Стабильность рынка, которая обеспечивается данным соглашением, это также важное достижение.
Большим успехом можно назвать и сохранение инвестиционной активности в отрасли на прежних докризисных уровнях. Например, сланцевая добыча США была вынуждена сокращать свою инвестиционную активность и в полной мере не смогла ее восстановить даже в 2021 году. Наши компании действовали более успешно. В 2021 году объем капитальных вложений достиг докризисного уровня. Сейчас компании еще и пересматривают свои инвестпланы. В связи с этим стоит отметить продолжающуюся реализацию программ модернизации российских нефтеперерабатыващих заводов — введение новых мощностей, инвестиции в производство новых вторичных установок. Все это хоть и стало в последние годы рутиной, но подобные проекты являются основой развития всей нефтегазовой отрасли.
Касаясь конкретных проектов, отраслевым успехом можно назвать запуск в текущем году Амурского газоперерабатывающего завода и гелиевого хаба. Поскольку Амурский ГПЗ относится не только к перерабатывающей отрасли, априори более маржинальной, но и является одним из крупнейших в мире.
Провалом года можно назвать отечественное налоговое законодательство в отношении продуктов нефтепереработки и его влияние на внутренний рынок моторных топлив. Были недооценены риски, начавшиеся еще в начале года, не были извлечены уроки из прошлых кризисов.
В предстоящем году ожидается выход России на докризисный уровень по объемам добычи нефти. Кроме того российские компании должны начать наращивать производство нефти относительно докризисных показателей. В 2022 году также ждем запуска газопровода «Северный поток-2». Не менее важным будет и открытие крупного производства катализаторов в Омске. Оно обеспечит внутренний рынок данной продукцией. Напомним, что пока Россия активно импортирует катализаторы», — сказал Александр Фролов.