Posted 22 декабря 2021, 16:11

Published 22 декабря 2021, 16:11

Modified 16 сентября 2022, 21:33

Updated 16 сентября 2022, 21:33

Росатом: 85 млн тонн могут составить перевозки грузов по Севморпути в 2024 году

22 декабря 2021, 16:11
К 2030 году грузопоток по СМП прогнозируется на уровне 150 млн тонн, из которых 30 млн тонн — это транзит

В 2024 году объем перевозок грузов по Северному морскому пути в 2024 году может превысить 85 млн тонн, сообщил в интервью «Интерфаксу» специальный представитель Росатома по вопросам развития Арктики, зампредседателя Государственной комиссии по Арктике Владимир Панов. «Наш прогноз на 2024 год по основным арктическим проектам таков: НОВАТЭК — 35,5 млн тонн, „Роснефть“ — 30 млн тонн, „АЕОН“ — 7,5 млн тонн, „Газпром нефть“ — 6,2 млн тонн, „Норникель“ — 1,9 млн тонн. Транзитные и каботажные перевозки составят порядка 4 млн тонн. И в целом мы прогнозируем грузопоток на 2024 год в 85,1 млн тонн. В 2030 году из 150 млн тонн 117 млн тонн придутся на основные арктические проекты, 30 млн тонн — на транзит и 3 млн тонн — на каботаж и грузы снабжения», — сказал он, отметив, что прогноз грузопотока по Северному морскому пути в 2030 году — 150 млн тонн, из которых 30 млн тонн — это транзит.

«При этом мы считаем, что это консервативный прогноз. Однако сама по себе цифра 150 млн тонн ничего не говорит о качественном развитии СМП. Например, международный транзит, с одной стороны, это суда, идущие с грузом из Китая в Европу. Добавленной стоимости они для экономики практически не создают. Однако этим судам нужно обеспечить связь, навигацию, обслуживание, ремонт, перегрузку грузов, гарантировать безопасность. Это и будет задача в рамках Большого Северного морского пути (БСМП)», — уточнил спецпредставитель.

«Таким образом мы создадим экономику сервиса вокруг транзита по БСМП. Такого сервиса, которого в России еще не было, тем более в Арктике. Это будет не экономика природной ренты, а экономика географического преимущества. В этом исторический вызов для Большого Севморпути — он должен „раскатать“ ледовый маршрут в российской Арктике», — подчеркнул Панов.

«Если же говорить о грузопотоке, то как минимум до середины XXI века доминирующим видом груза останутся классические углеводороды — нефть и сжиженный газ. Если основные заявленные сегодня проекты будут реализованы, то к 2030 году по СМП будет идти до 100 млн тонн нефти, то есть каждая пятая-шестая тонна нефти, добываемая в России. Сжиженного газа и стабильного конденсата — еще до 70 млн тонн. Что касается угля, то теоретически в Арктике можно добывать любое его количество. Вопрос лишь в спросе и экономической эффективности добычи и перевозки. Мы исходим из того, что это будет от 15 до 30 млн тонн угля», — резюмировал он.