Posted 17 декабря 2021, 07:41
Published 17 декабря 2021, 07:41
Modified 16 августа 2022, 21:46
Updated 16 августа 2022, 21:46
Поскольку окончательный текст энергетической резолюции согласовать не удалось, в 2022 год Евросоюз входит без «зеленой» таксономии инвестиций в энергетику — и с рекордными ценами на газ.
«Мы поняли, что за столом переговоров возникли различные мнения, и мы не сможем прийти к консенсусу по представленным выводам», — прокомментировал ситуацию председатель саммита Шарль Мишель, добавив, что вопросы энергетики будут снова обсуждаться на одной из будущих встреч.
Главным нарушителем спокойствия на сей раз выступила Польша, которой нынешняя энергетическая политика Евросоюза с «зеленым» уклоном не приносит никаких дивидендов.
И европейское руководство, и соседи регулярно требуют от поляков поскорее избавляться от их некогда процветавшей угольной энергетики. Поэтому премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий прибыл на саммит с боевым настроем и сходу набросился на европейскую политику ценообразования на выбросы СО2, которая, по его утверждению, приносит пользу в основном спекулянтам.
Цены в европейской системе торговли углеродными эмиссиями (ETS) должны быть достаточно устойчивыми и рационально прогнозируемыми, а не скачкообразными, заявил Моравецкий, добавив, что Польша уже предложила Еврокомиссии некие изменения в регулировании углеродного рынка. Как раз за несколько дней до саммита базовая цена на выбросы углерода в Евросоюзе взлетела до очередного рекордного уровня €90,75 за тонну, увеличившись более чем на 50% с начала ноября на фоне роста цен на газ. В начале года стоимость тонны CO2 на ETS, для понимания, составляла примерно €31 за тонну.
В проекте резолюции саммита присутствовала просьбу членов Евросоюза к Еврокомиссии усилить мониторинг торговли выбросами в рамках системы ETS, включая возможные спекуляции со стороны финансовых посредников. Другими странами, поддержавшими польскую инициативу в этом вопросе, стали Чехия и Испания. Однако достичь согласия будет сложно, поскольку придется учитывать позицию Германии — главного бенефициара системы углеродных квот Евросоюза.
Еще одна принципиальная линия разногласий, где консенсус тоже оказался недостижим, — атомная энергетика: включать ли ее в таксономию «устойчивого финансирования» Евросоюза.
Здесь позиция Германии также хорошо известна: еще после аварии на японской АЭС «Фукусима» немцы взяли курс на вывод своих атомных электростанций из эксплуатации и собираются довести эту инициативу до конца уже к середине нынешнего десятилетия.
Между тем Франция, чья энергетика давно основана на мирном атоме, категорически не готова избавляться от АЭС и требует признания за инвестициями в атомную энергетику «зеленого» статуса. Группа примкнувших к французам стран довольно разнообразна. Среди них значатся не только восточноевропейские государства типа Польши, в ходе саммита активно поддержавшей «зеленый» характер атомной энергетики, и Чехии с довольно сильной атомной генерацией, но и Нидерланды. Новое правительство этой страны накануне саммита сообщило о готовности построить два новых ядерных реактора, чтобы выполнить заявленные цели по декарбонизации экономики.
В итоге решение по включению атомной энергетики и «зеленую» таксономию также зависло — в этом состоянии оно пребывает уже больше года.
Та же самая ситуация — с инвестициями в газовую энергетику: единой позиции по вопросу, признавать ли их «климатически дружественными», в Евросоюзе как не было, так и нет.
В газовых спорах с особым мнением также выступила Польша, уже давно развивающая соответствующую инфраструктуру — терминалы по приему СПГ, а затем и трубопроводную систему по приему газа из Норвегии. «Польша очень решительно поддерживает возможность инвестиций в газ и ядерную энергетику, — заявил в Брюсселе Матеуш Моравецкий. — Газовые электростанции имеют более низкие выбросы, чем угольные, а у АЭС выбросов нет вообще, поэтому они понадобятся нам в качестве топлива в течение следующих 30 лет, а то и дольше. Кое-кто в этом сомневается, но Польша открыто призывает к таким инвестициям».