Вместе с отсутствием у регуляторов стратегического планирования на топливном рынке, расчетом на демфер как на универсальное лекарство от любой болезни и использованием экстренного ручного регулирования — все это может привести к крупнейшему дефициту дизтоплива, росту цены до европейских уровней и даже аварийным остановкам промышленных предприятий.
С 1990-х годов производство ДТз осуществлялось двумя путями: на НПЗ и на нефтебазах. В последнем случае приобреталось летнее дизтопливо и авиакеросин, получалась лицензия на производство нефтепродуктов и путем подогрева и смешения ДТл и ТС получалось зимнее топливо. Нефтебазы имели большую гибкость в производстве, в зависимости от температурного режима они могли производить как межсезонное, так и арктическое дизтопливо, — вопрос только в объеме авиакеросина, добавляемого в приготавливаемый продукт.
Легальные производители — нефтебазы — получили лицензии, приобрели необходимое оборудование, ежегодно уточняли условия начисления акцизов в Министерстве финансов. Получали ответ, что в случае производства продукта акциз на который взимается по ставке не выше, чем исходные продукты (в данном случае из летнего топлива получали зимнее, акциз на дизтопливо единый), доплаты акциза на компоненты производить не нужно.
В рамках кампании поиска дополнительных доходов для бюджета, которая проводится достаточно давно, Минфин резко изменил свою позицию.
В июле 2020 года в ответ за запрос производителя ДТз ведомство сообщило, что необходимо пользоваться не письмами Минфина (как оказалось, это филькина грамота, а не нормативно-правовой акт), а прямой трактовкой Налогового кодекса, где четко подобная ситуация не прописана, но акциз в любом случае лучше уплачивать.
Дополнительно в октябре 2020 года Министерством энергетики, Минфином и ФНС было проведено совещание по особенностям уплаты акцизов при производстве зимнего дизельного топлива. В ходе совещания и Минфин и ФНС подтвердили позицию, что необходима уплата акциза, а также сообщили, что ФНС будет взыскивать неоплаченный акциз за предыдущие налоговые периоды (за три года, начиная с 2017). Минэнерго несогласия с позицией ФНС и Минфина не выразило.
Итогом этих действий стало отсутствие экономической целесообразности производства зимнего дизельного топлива на нефтебазах. Легального производства. По оценкам автора, за 2020 год отгрузки авиатоплива для производства ДТз составили порядка 2 млн тонн. В зависимости от необходимого качества из этого объема возможно производство от 3 млн до 6 млн тонн зимнего или межсезонного топлива. И эта цифра является уровнем дефицита для сезона 2021-2022.
ФНС и Минфин решили пополнить бюджет за счет добропорядочных налогоплательщиков.
Основная проблема недостаточного поступления акцизов в бюджет России — производство на мини-НПЗ и не только дизельного топлива под наименованиями, не подходящими под акцизное налогообложение.
Именно эти продукты несут вред двигателям автомобилей. Именно эти продукты нелегальны на рынке, акцизы на них не платятся. И в эту точку нужно было бить для пополнения бюджета. Но внимание обращают на тех, кто ведет легальный бизнес.
Одновременно с изменениями режимов налогообложения на рынке нефтепродуктов зародился еще один кризис — на рынке авиатоплива. Осенью 2021 года цена на авиакеросин достигала пиковых значений за всю историю торгов на СПбМТСБ, неоднократно превышая экспортную альтернативу — рынок авиакеросина более близок к европейскому, поэтому рост цен сравним с европейскими котировками. А нарастить одновременно производство и авиакеросина, и зимнего дизеля у отечественных НПЗ возможности нет, поэтому приходится выбирать. Вот тут хорошо бы включиться государственным регуляторам и организовать стратегическое планирование.
Какие же меры предприняты ФАС и Минэнерго для предотвращения кризиса? Типичные, к сожалению. С 2020 года не проведено ни одного совещания по вопросу возможного дефицита топлива. Выступления регуляторов ограничиваются призывами к производителям насытить рынок дизтоплива, требованиями оценить биржевые практики трейдеров и провести проверки, не манипулируют ли трейдеры на перепродаже зимнего топлива. По последнему пункту виновных обязательно найдут, но проблемы в целом это не решит.
Нефтяные компании оптимистично рапортуют, что производство ДТз находится на уровне 2019–2020 годов. Регуляторов это устраивает. Но этого мало, нужно произвести больше.
Что необходимо сделать?
Произвести товарные интервенции на СПбМТСБ с использованием ресурсов «Росрезерва». Эти объемы должны быть легализованы биржевой торговлей, и они насытят рынок и успокоят потребителей. Использовать ресурс «Росрезерва» и для закрытия потребностей авиакомпаний в авиакеросине, перенаправив текущие возможности ВИНК для производства зимнего дизтоплива. Провести контроль производства «нетоварных» продуктов, запретить экспорт дизельных фракций с НПЗ РФ, если они содержат керосиновую фракцию, для дальнейшей переработки в ДТз. Обнулить акциз на ДТз на декабрь 2021 — февраль 2022 во избежание роста стоимости топлива.