Posted 9 ноября 2021, 10:39
Published 9 ноября 2021, 10:39
Modified 16 августа 2022, 21:51
Updated 16 августа 2022, 21:51
На носу зима, а биржевые цены на авиакеросин и дизель находятся на исторических максимумах. В правительстве уже обсудили варианты сдерживания цен на эти виды энергоносителей. Между тем участники рынка торопят регуляторов, поскольку видят риск большего сокращения предложения, ведь авиасообщение постепенно восстанавливается, а авиакеросин в России требуется не только для полетов.
Помощник премьер-министра, экс-глава ФАС Игорь Артемьев направил письмо главе правительства Михаилу Мишустину с предложением скорректировать параметры демпфирующего механизма для авиакеросина и зимнего дизельного топлива, чтобы сдержать резко выросшие цены. Артемьев пишет, что рост оптовой цены на авиационный керосин во многом обусловлен снижением объемов биржевых торгов за январь–октябрь 2021 года по отношению к аналогичному периоду 2020 года на 7%. С начала 2021 года стоимость зимнего ДТ в европейской части России выросла на 22,8% на СПбМТСБ. Только в октябре рост биржевых цен на зимний дизель составил 7,4%, что превышает уровень инфляции по итогам года.
Премьер признал, что ситуация сложная. 3 ноября вице-премьер Александр Новак провел совещание по топливному рынку. В отношении моторных топлив было решено продолжать мониторинг ситуации для рассмотрения целесообразности дальнейшего увеличения биржевых нормативов по бензинам и дизельному топливу на 1%. Новак также поручил провести дополнительный анализ работы топливного демпфера для бензинов и дизельного топлива и рассмотреть целесообразность его корректировки на 2022 год. Кроме того, как сообщила пресс-служба правительства, на совещании особое внимание было уделено текущей ситуации на рынке керосина, его производству, ценам и мерам по их стабилизации.
Вместе с тем проблемы с зимним дизелем в России возникают каждый год — НПЗ производят его меньше потребностей рынка по причине нехватки производственных мощностей. Однако дефицит данного вида топлива автолюбителями не ощущается, поскольку значительные его объемы производятся на нефтебазах путем блендинга — смешения товарного летнего ДТ с товарным авиакеросином. По мнению специалистов, такой зимний дизель получается морозостойким и подходящим для двигателей соответствующих стандарту Евро-4. Кроме того, ранее на рынок поступало и безакцизное СМТ (судовое маловязкое топливо). Двигатели не выше Евро-3 легко его переваривали, не замечая разницы с ДТ. Таким образом, блендинг и СМТ балансировали ситуацию на рынке.
Но такая «дизельная вольница» привлекла внимание Минфина: для судового маловязкого топлива ввели акциз, не повезло и блендингу.
До 2020 года Минфин не считал смешение летнего дизеля с авиакеросином производством и не облагал дополнительными налогами, но в прошлом году ведомство поменяло свою точку зрения, увеличив налоговую нагрузку на блендинг. С этого момента на данный вид дизеля необходимо уплачивать акцизы исходя из разницы между акцизом на ДТ (около 9,2 тыс. рублей за тонну) и на керосин (порядка 2,8 тыс. рублей за тонну). Новое налогообложение убило всю экономику блендинга, и производители стали отказываться от этого процесса.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша направил вице-премьеру РФ Александру Новаку письмо, в котором также предупредил о возможном дефиците дизтоплива предстоящей зимой и неминуемом взлете цен. Он подчеркнул необходимость вмешательства в ситуацию госрегулятора для подсчетов реальных объемов производства и спроса.
Кстати, из регионов уже приходят тревожные новости. 4 ноября издание «Прецедент» сообщило, что в Новосибирске проблемно найти АЗС, на которой есть зимнее дизельное топливо. Официального подтверждения данной информации нет, но поводы для беспокойства присутствуют. Совладелец саратовской сети АЗС GP Vympel Екатерина Савкина в интервью «НиК» отметила, что у них в регионе дефицита объемов зимнего дизеля нет — проблема, скорее, в очень высоких биржевых ценах. По ее словам, при такой стоимости зимнего ДТ для его рентабельной реализации надо увеличивать цены на АЗС на 5 рублей за литр, хотя индексировать могут на не более полутора рублей:
«Высокая биржевая цена приведет к тому, что нам придется продавать зимнее дизельное топливо себе в убыток или увеличивать цены на 5 рублей»,
— отметила Савкина.
Стоит отметить, что рост биржевых цен на дизель — это не только сезонное явление. Скорее, его можно объяснить тем, что Минфину удалось побороть контрафакт, сократив объемы ДТ, получаемого в результате блендинга, а также СМТ, но при этом нефтеперерабатывающие заводы не могут производить необходимые объемы зимнего ДТ, чтобы закрыть спрос. И хотя, по данным ЦДУ ТЭК, выпуск дизельного топлива в РФ в октябре вырос на 20,1% (до 6,853 млн тонн), спрос все равно опережает предложение, а партии дизеля уходят с биржи по рекордным ценам. Кстати, биржевая стоимость летнего и межсезонного дизеля также находится на исторических максимумах.
Руководитель проектов ООО «ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая в своем комментарии для «НиК» отметила, что риски дефицита заводского зимнего дизтоплива действительно есть: «По нашим оценкам, в «допандемийном» 2019 г. потребность внутреннего рынка в зимнем дизтопливе примерно на 19%, или на 3,7 млн т, превысила его производство на НПЗ. Разница была покрыта суррогатным продуктом, получаемым смешением средних дистиллятов (включая летние и межсезонные сорта ДТ) и авиакеросина. В наступающем сезоне выпуск заводского дизтоплива должен увеличиться в результате ввода новых установок депарафинизации дизельного топлива на Омском и Московском НПЗ и реализованной летом текущего года на НХК «Газпром нефтехим Салават» схемы накопления прямогонных керосиновых фракций для последующего сезонного производства дизельного топлива зимних сортов.
Однако даже если данные установки будут работать на полную мощность, а емкость хранения на Салавате будет использована на 100%, прирост предложения заводского ДТ в наступающем сезоне относительно 2019 г. составит максимум 2,4 млн т.
Этого оказалось бы недостаточно, чтобы покрыть дефицит заводского зимнего ДТ в 2019 г., и уже тем более окажется недостаточно для покрытия спроса на зимний дизель в наступающем сезоне, даже если консервативно оценить рост потребности в дизеле в текущем году в 2% относительно 2019 г. Это и создает предпосылки для роста цен на заводское дизтопливо, которые уже начали реализовываться», — пояснила эксперт.
На вопрос о том, как отражается на рынке политика Минфина по увеличению налогооблагаемой базы зимнего дизельного топлива, которое получается путем блендинга, Лишневецкая заметила, что выплата акциза при производстве зимнего дизтоплива путем смешения его летних сортов и авиакеросина негативно отразится на экономике смешения. «Однако поскольку дефицит заводского продукта сохранится, сохранится и спрос на его суррогаты. Ухудшение экономики смешения приведет лишь к росту цен на зимний дизель (при условии, что от уплаты акциза уходить не будут), который выведет экономику смешения на приемлемый уровень», — рассказала эксперт.
Что же касается возможного влияния нехватки дизтоплива на рынок авиакеросина, она заметила, что действительно ожидание дефицита заводского зимнего дизтоплива с наступлением холодов уже со второй половины октября поддерживает спрос на авиакеросин (как на компонент смешения ДТз во внезаводских условиях) на ключевой площадке оптового рынка — СПбМТСБ — и приводит к росту его оптовой стоимости.
При этом она считает, что СМТ продолжит поступать на рынок: «Акциз на средние дистилляты (включая СМТ) существует уже несколько лет. По задумке регулятора он должен дестимулировать поставки средних дистиллятов на внутренний рынок в качестве суррогатов дизтоплива. Однако на практике это работает лишь отчасти, поскольку значительная часть производителей среднедистиллятных топлив выводят свою продукцию из-под акциза, пользуясь спецификой определения средних дистиллятов, облагаемых акцизом. Например, под акциз не попадают высоковязкие средние дистилляты, пропущенные через процессы депарафинизации селективными растворителями или селективной очистки», — напомнила Лишневецкая.
Резюмируя вышесказанное, можно предположить, что дефицита зимнего дизеля в стране все же ждать не стоит. Однако производящийся на нефтебазах зимний дизель может сильно вырасти в цене, что неминуемо отразится на розничных ценах. И, судя по всему, это процесс уже запущен.
Кроме того, данная ситуация уже негативно отражается и на российской авиации. Авиасообщение постепенно восстанавливается, при этом цены на авиатопливо уже побили все рекорды.