Топливный демпфер в теории и на практике

2 ноября 2021, 15:44
Многие независимые участники российского рынка нефтепродуктов признают, что не вполне понимают, что такое «демпфирующий механизм стабилизации внутренних цен» и как он работает.

А зачастую в «топливной» среде зачастую звучат мнения, что демпфер вреден и ведет к убыткам для розничного бизнеса.

Не вдаваясь в тонкости расчета демпфера, покажем на нескольких графиках, как этот механизм должен был работать в теории и что же мы наблюдаем на практике.

В идеале демпфирующий механизм должен решать две порой противоположные задачи:

  1. выровнять привлекательность экспорта и отгрузки на внутренний рынок для производителя нефтепродуктов;
  2. обеспечить достаточную для ведения бизнеса маржинальность розничного рынка.

Давайте посмотрим, как решается первая задача.

Приведем график премии (дисконта) цен на бензин АИ-92 на Московском НПЗ (по итогам торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на базисе «ж/д станция Яничкино») по сравнению с экспортной ценой на этот продукт при отгрузке с этого завода в порт Рига (расчеты автора):

График показывает, что пусть и не идеально, но демпфер действительно выравнивает внутренние и экспортные цены, и если бы его не было, то по состоянию на 25 октября 2021 г. на Московском НПЗ экспортный паритет для бензина АИ-92 был бы на 24000 руб./т выше, чем цена на бирже СПбМТСБ.

Поэтому если просто отказаться от демпфера, к чему призывают некоторые наблюдатели, то мы получим шоковый рост оптовых цен (более чем на 30%).

Видно также, что с мая 2021 г. после корректировки формулы «демпфирующего механизма» внутренний рынок стал премиальным для нефтепереработки по сравнению с экспортным.

Чтобы понять, как решается вопрос с маржинальностью розничного бизнеса рассмотрим график «Разность цен на бензин АИ-92 на АЗС г Москвы с экспортным паритетом на этот продукт для Московского НПЗ с учетом демпфера» (расчеты автора).

Если бы биржевая цена на бензин АИ-92 производства Московского НПЗ всегда равнялась экспортной с учетом демпфера, то разница между ценой на АЗС и ценой крупного опта, как правило, находилась бы в диапазоне 6-8 руб./л. Исключение — январь–апрель 2021 г., когда из-за неудачно подобранной индикативной цены, используемой в формуле расчета демпфера, эта разница стала слишком мала.

С 01 мая 2021 г. формулу демпфирующего механизма подкорректировали, и разность цен вернулась привычный диапазон.

Здесь нужно сделать одну оговорку: по расчетам автора суммарные затраты на ж/д тариф, хранение и перевалку, доставку бензовозом на АЗС купленного на бирже нефтепродукта для московского региона составляют 3,5-4 руб./л.

Получается, что при идеальной работе демпфирующего механизма розничный бизнес должен зарабатывать 2,5-4 руб./л (это разница между розничной ценой и ценой крупного опта с учетом затрат на доставку нефтепродукта на АЗС), что должно покрывать эксплуатационные издержки, налоги, затраты на развитие. Данные расчеты сделаны для благополучного рынка г. Москвы, в регионах маржинальность будет меньше на 0,5-1,5 руб./л.

Очевидно, что по замыслу создателей демпфера высокомаржинальным бизнесом топливная розница быть не должна.

Приведем третий график — рентабельность московских АЗС при текущих биржевых ценах.

В 2021 г. (за исключением короткого периода в конце апреля — мае) разница между ценой на АЗС и ценой крупного опта находилась в диапазоне 2,5-5 руб./литр, что с учетом затрат на доставку, хранение и перевалку означало убыточность топливной розницы.

У этого ненормального положения есть две причины.

Причина первая: до мая 2021 г. была неудачно подобрана индикативная цена, используемая в формуле расчета демпфера, в результате чего страдали все — розница работала в убыток, а НПЗ отгружали бензин на внутренний рынок по ценам дешевле экспортных.

Причина вторая: с 1 мая 2021 г. формулу демпфирующего механизма подкорректировали, но в связи с тем, что текущий год оказался рекордным по внештатным ситуациям на ряде НПЗ, на внутреннем бензиновом рынке сложилась устойчивая премия к экспортному паритету, «съевшая» маржу АЗС. Нечто подобное случилось в 2014 г. после пожара на Ачинском НПЗ. В этой ситуации розница продолжала работать в убыток, зато нефтепереработка получила премию на внутреннем рынке.

Если подвести краткие итоги, то можно сделать вывод, что демпфирующий механизм стабилизации внутренних цен в целом справляется с задачей выравнивания привлекательности экспорта и отгрузки на внутренний рынок для производителя нефтепродуктов. В его отсутствии диапазон колебаний оптовых цен был бы значительно больше, а по состоянию на 25 октября этого года на Московском НПЗ экспортный паритет для бензина АИ-92 был бы на 24000 руб./т выше, чем цена на бирже СПбМТСБ.

При идеальной работе демпфера — если бы биржевая цена равнялась экспортной с учетом демпфирующей выплаты — разница между ценой на АЗС и ценой крупного опта для Москвы, как правило находилась бы в диапазоне 6-8 руб./л. Соответственно, розничный бизнес смог бы зарабатывать 2,5-4 руб./л (разница между розничной ценой и ценой крупного опта с учетом затрат на доставку нефтепродукта на АЗС). Выжить с такой рентабельностью можно, но очевидно, что по замыслу создателей демпфера высокомаржинальным бизнесом топливная розница быть не должна.

А в случае неудачно подобранной индикативной цены, используемой в формуле расчета демпфера, страдают все участники рынка. Розница работает в убыток, а НПЗ отгружают бензин на внутренний рынок по цене дешевле, чем на экспорт.

#Цены на бензин и дизельное топливо #Цены на бензин #Аналитика #Цены на топливо #Цены на бензин Россия #Демпфер
Подпишитесь