Posted 28 октября 2021, 13:01

Published 28 октября 2021, 13:01

Modified 16 сентября 2022, 21:29

Updated 16 сентября 2022, 21:29

Сечин: Кризис показал важность товарных запасов и несовершенство капиталистической модели мировой экономики

28 октября 2021, 13:01
Глава НК «Роснефть» Игорь Сечин выступил на специальной сессии «Надежная энергия и глобальный энергетический переход» ХIV Евразийского экономического форума в Вероне.

1. О причинах энергокризиса в Европе

«Важность товарных запасов хорошо показал нынешний газовый кризис в Европе. На фоне растущего спроса ограниченные возможности альтернативной генерации по обеспечению стабильных поставок электроэнергии не только в зимний, но и в более комфортные с точки зрения погодных условий летний и осенний периоды привели к рекордным ценам на газ», — сказал Сечин.

Однако энергокризис вызван целым рядом факторов, включая недостаточные объемы «молекул свободы», о которых так много говорил Вашингтон, когда продвигал свой СПГ в ЕС, отметил глава «Роснефти».

«Надежды Европы на спотовые поставки СПГ из США также не оправдались. Более того, цены по таким поставкам не были захеджированы должным образом. Объем поставок СПГ по долгосрочным контрактам с Катаром не смог обеспечить растущий спрос. Таким образом, газовый кризис произошел не по какой-то одной причине, а из-за сочетания целого ряда факторов, оказавших одновременное воздействие», — заключил Сечин.

2. О приоритетах в поставках энергоресурсов в России и в США

«Несмотря на то, что сейчас мы наблюдаем политизацию энергетических вопросов, Россия остается важнейшим и самым надежным поставщиком газа в Европу, и нам необходимо не только сохранять, но и укреплять мосты дружбы и взаимопонимания […] Россия, со своей стороны, максимально содействует разрешению кризиса, обеспечивая стабильность поставок газа в Европу. При этом наша страна всегда полностью исполняет все свои контрактные обязательства», — уточнил Игорь Сечин.

А вот политические и экономические приоритеты США, по его мнению, различаются: обещая нарастить поставки газа в Европу, они увеличивают их совсем в другом [азиатском — НиК] направлении.

3. О влиянии климатической повестки на рынок нефти и ОПЕК+

Комментируя обвинения в «манипулировании» нефтяным рынком со стороны ОПЕК+, Сечин указал на недостаток инвестиций в нефтяную отрасль, санкции и климатическую повестку — эти факторы мешают наращивать добычу нефти, чего так требуют импортеры.

«И практически всегда звучат обвинения в том, что страны ОПЕК+ манипулируют рынком, так как перевыполняют свои обязательства. При этом ряд стран ОПЕК+ не может нарастить добычу из-за односторонних санкций, а некоторые страны не имеют для этого достаточно инвестиций. Также под давлением климатических активистов прекращается реализация совместных с международными компаниями проектов, что вынуждает мейджоров сокращать инвестиции в добычу нефти и газа, перенаправляя средства в возобновляемую энергетику», — сказал он.

«Именно климатическая повестка сейчас оказывает давление на мировой рынок нефти и газа», — считает он. И текущий газовый кризис лишь подтверждает хрупкость баланса на энергорынках, а форсирование энергоперехода усугубляет ситуацию, добавил Сечин.

4. О форсировании энергоперехода

«Энергетический переход должен быть основан не на требованиях климатических активистов, а на реальных экономических закономерностях», — заявил Игорь Сечин.

Он пояснил, что энергетический переход — не цель, а средство обеспечить надежные поставки энергии миру. Процесс перехода нужно синхронизировать с обеспечением энергоресурсами, металлами и другими материалами, развитием технологий, изменением в поведении потребителей. «Без этого основная концепция, отраженная в самом слове „переход“ как развивающийся во времени процесс, будет неработоспособна», — считает он.

5. О капитализме

Как и ранее президент РФ, глава «Роснефти» видит ограничения в капиталистической модели мировой экономики.

Так, бушующий в мире энергокризис вызвал дефицит в ряде смежных отраслей: дефицит магния угрожает автопрому, а 90% производства магния контролирует Китай. Дефицит микросхем для электроники угрожает практический всем отраслям промышленности, а производство микросхем на 25% контролирует Тайвань.

И текущая модель капитализма не дает пути выхода из энергокризиса, не препятствует его разрастанию на всю мировую экономику — нужна координация усилий всех участников рынка.

«Чтобы не допустить разрастания кризиса на всю мировую экономику, важно обеспечить координацию между регуляторами и поставщиками, а также потребителями, спрос со стороны которых определяет экономический рост», — считает Сечин.

Он также предложил крупным сырьевым биржам выступить в роли «балансировщиков» энергорынка.

«Думается, что крупнейшие мировые биржи, такие как Нью-Йоркская, Лондонская, Шанхайская, которые являются центрами регистрации большинства сделок, могли бы также регистрировать долгосрочные контракты на поставку энергоносителей, тем самым содействуя балансированию рынков или, по крайней мере, давая объективную информацию», — отметил глава «Роснефти».

6. О новом драйвере мировой экономики

По словам Сечина, одним из ключевых драйверов роста мирового спроса на нефть в долгосрочной перспективе станет Индия. По прогнозу профильного министерства Индии потребление нефти в стране удвоится к 2050 году, и этот вид углеводородов будет обеспечивать 22% потребления энергоресурсов Индии, добавил он.

«Необходимо уже сейчас принимать решения, которые обеспечат удовлетворение будущего спроса. В противном случае нас ждет новое обострение дефицита и рост цен», — предупредил глава «Роснефти».

7. О рисках отказа от нефти и углеводородов в целом

«По оценке банков City и Goldman Sachs, сверхвысокие цены на природный газ могут создать дополнительный спрос на нефть в размере до 1 млн б/с, что послужит импульсом к возникновению дисбаланса, подобного газовому, и еще сильнее „разогреет“ нефтяные цены», — сказал Сечин.

«Риски, которые несет отказ от нефти, а также от низкоуглеродной газовой генерации, и от использования угля должны быть справедливо оценены», — подчеркнул он. Вынужденное возвращение к углю для гарантированного обеспечения стабильности производства электроэнергии заставляет переосмыслить не только сроки, но и необходимость декларируемого полного отказа от традиционной генерации, отметил глава НК.

«Достижение целей по углеродной нейтральности не требует полного отказа не только от нефти и газа, но и от угля», — подчеркнул Сечин.

8. О вкладе углеродного налога в инфляцию на рынке энергоресурсов

«Введение углеродных налогов на традиционные энергоресурсы также приведет к тому, что рост цен на энергию продолжится и далее, — считает глава „Роснефти“. — Газовый кризис этого года наглядно показал, насколько дефицит одного из энергоресурсов может отразиться на ценах и балансах всей энергетики».

А дестимулирование традиционной энергетики приведет к сокращению инвестиций, поддерживающих текущий уровень производства традиционных энергоресурсов, что вызовет дефицит и еще больший рост цен.

«Для недопущения скатывания мировой экономки в такую энергетическую „инфляционную спираль“ подходы по изменению структуры мировой энергетики должны быть взвешенными», — подчеркнул Сечин.

9. О новых технологиях как залоге успешного энергоперехода

Энергопереход возможен только при сохранении стабильности поставок энергоресурсов и развитии новых технологий, считает глава НК «Роснефть».

«Развитие новых материалов — это уже не вопрос энергетики, а гораздо более серьезный вопрос изменения структуры экономики. Фактически, несмотря на разнообразие планов по достижению углеродной нейтральности, без серьезного развития новых технологий и материалов энергетический переход так и останется несбыточной мечтой. Даже в долгосрочной перспективе возобновляемая энергетика не сможет полностью заменить традиционные энергоресурсы», — считает Сечин.

10. Об обратной стороне «зеленой» энергетики

«Грязное» наследство «зеленой» энергетики, которое человечество оставляет будущим поколениям, стремительно растет, заявил Сечин. Так, к 2025 году число нуждающихся в утилизации лопастей от ветряков достигнет 100 тыс. т в год. К 2035 году предстоит утилизировать в 2,6 раза больше солнечных панелей, чем будет продано новых. «Из-за высокого содержания тяжелых металлов солнечные панели токсичны и требуют специализированной переработки, которая в 10-30 раз дороже отправки на свалку», — добавил Сечин. К тому же ветровые и солнечные станции требуют выведения из оборота значительных площадей.

«В случае того же водорода, на который возлагаются очень большие надежды как на перспективное „зеленое“ топливо будущего, нельзя забывать, что именно его взрывоопасность стала причиной целого ряда катастроф в ядерной энергетике и на химических производствах», — сообщил глава «Роснефти».

«Все эти факты должны заставить задуматься сторонников энергетического перехода об истинном влиянии, которое оказывает низкоуглеродная энергетика на природу и климат, и о том, сможет ли такая энергетика в полной мере стать по-настоящему чистой и «зеленой», — считает он.

Даже практически безупречная с точки зрения выбросов гидроэнергетика может оказывать значительное негативное влияние на окружающую среду, так как требует строительства водохранилищ, что ведет к разрушению экосистем из-за затопления пахотных земель и лесов.

«Ядерное топливо тоже нуждается в утилизации, более затратной и требующей специальных технологий, ведь экологические риски здесь гораздо серьезнее», — добавил Сечин.

11. Об адаптации стратегии «Роснефти» к вызовам энергоперехода

Приоритетами новой стратегии «Роснефти» станут адаптация к вызовам энергетического перехода и интеграция «зеленой повестки» в бизнес, сообщил Сечин. При этом будет учитываться «колоссальный потенциал» российских лесов по поглощению выбросов СО2, потенциал по захоронению углерода в выработанных нефтегазовых месторождениях и соляных пластах (по оценкам специалистов, он составляет 1,7 трлн т CO2).

«Применение таких компенсационных мер рассматривается „Роснефтью“ в рамках принятого в прошлом году Плана по углеродному менеджменту до 2035 года [...] компания обязуется сократить интенсивность выбросов в разведке и добыче на 30%, предотвратить 20 млн т парниковых выбросов, снизить интенсивность выбросов метана, а также обеспечить нулевое рутинное сжигание попутного газа», — пояснил глава НК «Роснефть».

Разумеется, стратегия НК учитывает и развитие новых технологий. «Параллельно мы оцениваем перспективы широкого спектра возможностей по углеродному менеджменту — это и использование ВИЭ, и применение технологий по улавливанию углекислого газа, и развитие водородного бизнеса […] Уже сейчас „Роснефть“ активно наращивает добычу наиболее чистого ископаемого топлива — природного газа. Мы планируем довести его долю в добыче до уровня свыше 25%. Компания реализует программу по утилизации попутного газа, развивает экологичные моторные топлива и сеть для зарядки электромобилей на своих АЗС», — уточнил глава «Роснефти».

Подпишитесь