Прошедшие две недели для российского энергетического сектора получились информационно насыщенными. Два ключевых события — Петербургский международный газовый форум (ПМГФ) и Российская энергетическая неделя (РЭН) наполнили реальные и виртуальные страницы отечественных и иностранных СМИ самыми различными комментариями и заявлениями как официальных лиц, так и представителей бизнеса. Главным информационным событием стало, конечно же, выступление президента России Владимира Путина на пленарной сессии РЭН, которое запомнилось широкой аудитории, мягко говоря, «слабой подготовкой» американской телеведущей канала CNBC Хедли Гэмбл, которая модерировала сессию. Хедли Гэмбл явно удивила Владимира Путина своими настойчивыми вопросами о том, «почему Россия использует энергию как оружие и не поставляет газ в Европу», в то время как президент приводил факты и цифры о росте поставок на европейском направлении. Поведение американской журналистки, также как и ее внешний вид, вызвали большое количество шуток и мемов у российских журналистов, но смысл не в этом.
Дело в том, что диалог Хедли Гэмбл и российского президента как нельзя лучше иллюстрирует положение дел на международном энергетическом рынке. В то время как российская сторона в текущем моменте увеличивает поставки газа на европейском направлении и говорит на всех уровнях об ошибках «западных партнеров» при разрушении долгосрочных контрактных отношений в угоду философии свободного рынка, сами «западные партнеры», словно не замечая фактического положения дел, ведут активные поиски виновников энергетического кризиса вовне. И Россия снова здесь на почетном первом месте.
Но как бы мы ни иронизировали над несостоятельной позицией европейских коллег, а реальное положение дел в преддверии зимнего сезона действительно выглядит как энергетическая катастрофа.
Самым ярким примером тому является положение дел в Соединенном Королевстве. Еще не успели утихнуть политические баталии в британском обществе и напряженные переговоры по условиям Brexit, как Британские острова накрыл энергетический кризис.
Королевство попало в энергетическую ловушку. Сначала отказ от добычи и использования собственного угля, потом настойчивая либерализация энергетического рынка и перевод газовых контрактов на свободное рыночное ценообразование и, наконец, ускорение энергоперехода создали все предпосылки для разбалансирования внутреннего рынка и резких ценовых скачков.
Чтобы представить масштаб бедствия, достаточно лишь проследить за актуальной деловой повесткой в публикациях британских СМИ, которые наполнены материалами о том, что практически все отрасли местной промышленности, которые являются основными потребителями природного газа и электроэнергии, пошатнулись от стремительного роста оптовых цен на электроэнергию, который может продолжаться зимой. Британские компании становятся все менее конкурентоспособными по сравнению с международными компаниями.
«Ожидается, что в Великобритании в текущем сезоне будут наблюдаться высокие и частые скачки цен на электроэнергию, что приведет к дальнейшим остановкам производства, повреждению заводов и долгосрочному ущербу для сталелитейного сектора Великобритании», — официально заявила на днях промышленная группа UK Steel. По данным UK Steel, оптовые цены на электроэнергию в Великобритании выросли с £50 за мегаватт-час в апреле до £2500 за мегаватт-час в сентябре. Среднемесячные оптовые расходы в Великобритании примерно вдвое выше, чем во Франции.
По данным все той же ассоциации промышленников-металлургов, в 2021 году цены на природный газ в Великобритании выросли примерно на 425%.
По данным Independent Commodity Intelligence Services, в начале октября они были почти на 740% выше, чем за тот же период 2020 года.
Стивен Эллиот, исполнительный директор Ассоциации химической промышленности, заявил на прошедшей неделе, что члены ассоциации могут начать закрытие заводов уже в ближайшие несколько недель в результате катастрофического роста производственных затрат.
По словам генерального директора торговой ассоциации British Glass Дейва Далтона, производители стекла должны непрерывно поддерживать свои печи в рабочем состоянии из-за высоких температур, необходимых для плавления сырья, и они не могут приостановить процесс без значительных затрат и повреждения печи. У некоторых предприятий счета за электроэнергию выросли в четыре и даже в восемь раз, что означает дополнительное бремя в миллионы фунтов в месяц, которое просто не может продолжаться бесконечно. Эти затраты неизбежно придется переложить на покупателей и потребителей, в то время когда стоимость жизни уже резко выросла.
Беглый анализ британских СМИ говорит о том, что компании Соединенного Королевства, производящие сталь, бумагу, стекло, цемент, керамику и химикаты, публично угрожают закрытием своих производств, в случае если правительство Великобритании не предоставит им помощь в условиях резкого роста цен на энергоносители.
Представители промышленных групп Великобритании на днях встретились с официальными лицами Великобритании и провели антикризисные консультации уже во второй раз с начала кризиса. Но поскольку премьер-министр Борис Джонсон находился в этот момент в отпуске в Испании, некоторые высокопоставленные руководители бизнеса обрушились с жесткой критикой самого премьер-министра и его кабинет за неспособность и нежелание найти выход из энергетической ловушки. Сложно предсказать, чем закончиться для нынешнего британского премьера текущий зимний сезон. По-видимому, ничем хорошим.