Posted 16 сентября 2021, 13:02
Published 16 сентября 2021, 13:02
Modified 16 августа 2022, 21:49
Updated 16 августа 2022, 21:49
Спикеры пытались совместить глобальные энергетические тренды и углеводородные преимущества России. Предсказуемо обошлось без сюрпризов. В центре внимания докладов оказались нефтехимия, голубой водород и технологии улавливания и хранения СО2.
Как и в прошлом году, ТНФ посетил вице-премьер Юрий Борисов. Он отметил, что нельзя не видеть глобальные тренды, но обратил внимание на их ангажированность: «В мире набирают тенденции перехода к чистым источникам энергии. Инициаторами как раз являются страны, не имеющие запасов углеводородов. Конечно, они активно продвигают эти идеи. По сути, речь идет о том, что в ближайшее время мы должны перейти к новой модели технологического развития».
По мнению Юрия Борисова, западные партнеры предвзято относятся к энергетическому переходу: «Их желание при отсутствии углеводородов оплатить новые технологии за счет того, что мы якобы такие грязные технологии используем, нарушаем экологию, — это вопрос спорный. Россия обладает серьезными лесными ресурсами, это практически легкие всего мира. Это тоже надо учитывать. Мы являемся лидерами в атомной энергетике, а атомную энергетику они не хотят засчитывать как чистую, у нас неплохо развита гидроэнергетика».
В духе классика вице-премьер призвал пойти своим путем: «У нас должен быть свой путь с учетом мировых тенденций. Нужно учитывать современные тренды на зеленую энергетику, но мы не должны лишаться своих преимуществ».
Главный акцент в своем выступлении Юрий Борисов сделал на нефтехимии: «Необходим структурный сдвиг нашей промышленности в сторону высоких переделов, которые сулят большую добавочную стоимость. Заниматься не просто добычей и первичной переработкой углеводородов, а идти дальше по технологической цепочке создания необходимых продуктов, новых материалов, которые лежат в основе новой технологической революции». Заместитель председателя правительства РФ полагает, что стратегически верно смещать фокус НПЗ в сторону химической продукции с более высокой добавленной стоимостью и диверсифицировать российское производство.
Выступление вице-премьера поддержал глава «Газпром нефти» Александр Дюков. Он считает, что «энергопереход, скорее всего, неизбежен, точка невозврата уже пройдена». При этом «за необходимостью энергоперехода стоит не только задача заботы о климате, за этим стоит желание решить еще определенные задачи». Но какие именно, он не уточнил.
По мнению Дюкова, энергопереход не будет быстрым. «Поэтому нам, безусловно, нужно продолжать инвестиции в добычу нефти и газа», — говорит глава компании и добавляет, что надо работать более короткими циклами, чтобы иметь возможность оперативно отреагировать.
Так же, как и Юрий Борисов, Александр Дюков верит в нефтехимию. Спрос на нефтехимическую продукцию будет расти, уверен Дюков. По его словам, полимеры имеют более низкий углеродный след, чем металлы, цемент. Альтернативы им нет.
Кроме нефтехимии глава «Газпром нефти» верит и в водородное направление, хотя в нем и нет экономики. «Самый эффективный на данный момент способ производства водорода — это паровой реформинг. Добавив технологию улавливания и закачивания СО2 в пласты — это мы тоже умеем делать — этот водород де-факто мы превращаем в зеленый водород. Сейчас мы приступаем к реализации ряда пилотов. Пока в этих проектах нет экономики, но экономика может появиться за счет регулирования и технологического развития», — рассказал глава компании.
Председатель Правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов заверил общественность в том, что компания уже много лет вовлечена в экологическую повестку. «Наш основной вклад в экологию — это инвестиции в новые технологии и обновление производства. И эти цифры исчисляются десятками миллиардов долларов за десятилетие», — говорит Конов.
Глава холдинга рассказал, что СИБУР эмитирует порядка 16 млн тонн СО2 в год и работает над тем, чтобы снизить вредное воздействие. Компания модернизирует технологии и использует менее углеродоемкую энергию, ищет возможности извлечения СО2 для полезного использования, изучает вопросы улавливания СО2 и его консервирования. Также определенные перспективы СИБУР связывает с биоклиматическими проектами и говорит об инвестировании в то, что может улавливать углекислый газ — это леса, бактерии в водной среде и т. д.
Дмитрий Конов подчеркнул парадоксальность полимеров как продукта. «С одной стороны, они имеют кратно более низкий углеродный след, чем любая альтернатива по материалам, с другой стороны, определенная часть полимеров в упаковочных материалах ассоциируется с мусором. Мы сотрудничаем с индустрией бытовых отходов, чтобы вовлекать обратно использованные полимеры — возвращать их в цикл», — пояснил глава СИБУРа.
А вот замминистра энергетики РФ Павел Сорокин посвятил свой доклад водороду. Он уверен, что этим направлением надо активно заниматься, «даже если это сегодня выглядит не очень выгодно». По его словам, на цикле 10-12 лет ожидаются вложения в водородную энергетику в сотни миллиардов долларов, а в ближайшие 5-7 лет общий объем инвестиций в водородную энергетику в мире превысит $500 млрд. «Это только то, что сегодня объявлено для индустрии, которой пока нет. А представляете, когда это начнет появляться, какие могут прийти инвестиции. Поэтому в какой-то момент может произойти прорыв. К этому надо быть готовыми», — считает замминистра.
Павел Сорокин считает, что у России есть сильные конкурентные преимущества в водородном секторе и надо добиваться более взвешенной позиции потенциальных партнеров. По мнению замминистра, до 90% выбросов голубого водорода можно улавливать и утилизировать. Поэтому голубой и зеленый водород оказываются очень близки по выбросам. В Минэнерго говорят о том, что в приватных беседах потенциальные партнеры признают это обстоятельство и нужно работать дальше в направлении юридического признания экологичности голубого водорода.
Полномочный представитель президента РФ в УрФО Владимир Якушев призвал не торопиться и обратить внимание на социальные последствия энергоперехода и призвал тщательно подумать о нефтегазовых регионах, где многие города развивались исключительно под задачи добычи углеводородов. «Мы не должны торопиться, нужно жить собственной повесткой, отстаивать интересы России как одной из основных держав по добыче углеводородов», — полагает Якушев и предостерегает от «быстрых решений, которые могут не принести положительных результатов для нашей экономики».