Водороду предрекают безусловный рост

14 сентября 2021, 14:04
Будущее «чистой энергии» обсудили на международной конференции по водородной энергетике, организованной Национальным нефтегазовым форумом.

Будущее «чистой энергии» обсудили на международной конференции по водородной энергетике, организованной Национальным нефтегазовым форумом. Участники были настроены оптимистично и заверяли присутствующих в формировании совершенно нового водородного рынка в ближайшие годы.

«Энергоноситель будущего» — эти слова звучали в выступлениях чаще всего. Стив Раймер, вице-президент по операционной деятельности ВР в России, абсолютно уверен, что «будущее водорода — это, конечно же, рост». По его словам, МЭА ожидает, что «потребление водорода вырастет с менее 90 млн тонн в 2020 году до 210 млн тонн к 2030 году. А к 2050 году этот объем составит 530 млн тонн. По словам топ-менеджера, в BP считают, что водород будет важнейшей частью энергоперехода, занимая от 5 до 15% мирового энергоспроса.

Яранд Ристад, глава компании Rystad Energy, согласен, что водород — это один из вариантов, который позволит работать без ископаемых видов топлива и решать климатические задачи. Правда, он оговорился, что водород — это далеко не единственное решение. По его мнению, вклад водорода в 2050 году составит около 9%. «Сейчас порядка 70 млн тонн водорода используется во всем мире. В основном в промышленности и, прежде всего, химической и нефтеперерабатывающей отраслях.

В ближайшие 5-10 лет рост потребления водорода будет относительно ленивый, но далее с 2030 года он пойдет в гору»,

— рассказал Яранд Ристад.

Глава Rystad Energy считает, что сейчас формируются сферы, где возможно эффективное применение водорода. Правда, в сегменте легковых автомобилей он оценивает перспективы водорода как весьма туманные и не очень оптимистичные. А вот для грузовых автоперевозок водород вполне может считаться конкурентноспособным.

Неоднозначно выглядит ситуация с авиаперевозками. «С точки зрения климата, не очень хорошо сжигать огромные объемы водорода в тех слоях атмосферы, в которых обычно летают самолеты […] Тем не менее, амбициозные планы по применению водорода в авиации уже существуют. Возможно, начнут с перевозок на небольшие расстояния», — полагают в Rystad Energy.

А вот в сталелитейной промышленности у водорода большие перспективы и одной из перспективных технологий производства стали может стать использование водорода. «Три недели назад уже осуществлена поставка первой партии стали, полученной с использованием водородной технологии. Это один из первых сталелитейных активов в Швеции. И они планируют полностью перейти на использование водорода для производства стали», — сообщил Ристад.

На сегодняшний день в мире реализуется более 200 проектов по водородной энергетике. Причем в водородную повестку все активнее встраиваются нефтегазовые компании.

Стив Раймер рассказал, что, например, BP к 2030 году рассчитывает занять 10-процентную долю на водородном рынке. Он напомнил, что компания строит крупнейшие мощности по производству голубого водорода в Тиссайде на северо-востоке Великобритании. Их мощность составит 1 ГВт. Также компания осуществляет проект по выработке зеленого водорода в Германии, а в Голландии есть планы по декарбонизации процессов на НПЗ. Топ-менеджер BP считает, что у России — вполне конкурентные преимущества для развития водородного направления. Среди них — дешевые энергоресурсы, хорошая инфраструктура и прекрасные возможности по линии науки и технологии.

«В рамках нашего стратегического партнерства с „Роснефтью“ мы будем совмещать лучшие наработки»,

— заявил Стив Раймер.

Руководитель департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко отметил, что компания уже давно занимается водородной тематикой: «Мы на протяжение десятилетий производим значительные объемы водорода на наших НПЗ. Производство водорода методом парового реформинга — устоявшийся зрелый процесс, который можно легко масштабировать, если будет спрос на водород. В частности, когда мы говорим, что в Москве рассматриваются пилотные схемы использования водорода для транспорта, перевода электробусов в водоробусы, мы готовы предоставить городу водород с нашего завода. При этом да, будут выбросы CO2 […] С точки зрения глобального потепления это не очень поможет, но с точки зрения качества воздуха поможет».

Вакуленко считает, что технологии улавливания CO2 сегодня хорошо известны. Проблема в том, что потом делать с уловленным СО2? Куда его закачивать? «И этот вопрос решать проблематично, — поясняет спикер. — Если дело происходит на Ямале, то понятно. Там есть выработанные пласты месторождений или выработанные месторождения. Закачивать в них CO2 достаточно просто и дешево […] Но по соседству с Москвой газовых месторождений нет, и появляется новая задача для нефтегазовых геологов. Нам нужно искать ловушки, примерно такие, какие мы ищем на газ и нефть, но ловушки, в которые можно закачивать газ». В густонаселенных районах делать это сложно.

По мнению представителя «Газпромнефти», важно проработать и нормативно-правовую базу процесса улавливания и хранения CO2.

В сегодняшних терминах речь идет о промышленных отходах и закачивания их в водоносные пласты. «Это страшные слова, — подчеркивает Вакуленко. — Хотя на практике реальное воздействие не такое опасное».

Алексей Жихарев, директор Ассоциации развития возобновляемой энергетики, партнер VYGON Consulting, уверен, что уже сегодня российским компаниям необходимы инвестиции в зеленый водород. «Стоимость зеленого водорода больше голубого в три раза. Но здесь существенным фактором является стоимость выбросов CO2, и этот показать находится полностью в руках регуляторов. Уже сейчас цена достигает €63-65 за тонну CO2, и если буквально 2-3 месяца назад мы обсуждали прогнозы стоимости СО2 и цифра в €100 за тонну звучала применительно к 2030 году, то сейчас консенсус-прогноз говорит о том, что даже в этом году реально увидеть цифру в €100. Остается только догадываться, какая же цифра будет к 2030 году. Это один из важнейших факторов конкурентноспособности зеленого и голубого водорода».

#Аналитика #Водород #Водородная энергетика
Подпишитесь