Posted 6 сентября 2021, 11:42

Published 6 сентября 2021, 11:42

Modified 16 августа 2022, 21:49

Updated 16 августа 2022, 21:49

Нефтедобыча США восстанавливается, но Белый дом готовит для нее новые сюрпризы

6 сентября 2021, 11:42
Правящая партия использует нефтегазовый сектор в качестве ресурса для решения своих политических задач и развития ВИЭ. При этом сама отрасль вскоре будет работать в более трудных условиях — администрация Байдена уже готовит новые налоги.

В конце августа 2021 года в Минэнерго США (EIA) сообщили о намерении продать 20 млн баррелей сырой нефти из Стратегического нефтяного резерва (SPR). Этот объем будет изъят из 4 хранилищ: Bryan Mound, Big Hill, West Hackberry и Bayou Choctaw (до 8 млн баррелей из каждого). Минэнерго планирует продать нефть с аукциона в период с 31 августа по 13 сентября, поставки будут осуществляться с 1 октября по 15 декабря.

На первый взгляд, учитывая, что в SPR по состоянию на август 2021-го находится 621,3 млн баррелей нефти, изъятие 20 млн не кажется таким масштабным, ведь это всего 3,22% от общего объема резервов. Однако подобное событие все же можно считать историческим, поскольку это станет крупнейшей продажей нефти из SPR за последние семь лет.

Если разделить весь объем сделки на число поставочных дней, то получится 267 тыс. б/с. По мнению EIA, которое прогнозирует дефицит в IV квартале на уровне 310 тыс. б/с., вброс дополнительного объема нефти на рынок США из SPR может компенсировать более 85% от дефицита (в период с 1 октября по 15 декабря).

Однако в американских СМИ есть и другая точка зрения. К примеру, аналитики в Bloomberg отмечают, что поставки на рынок дополнительной нефти из резервов в IV четвертом квартале совпадают по времени с периодом, когда спрос на бензин и другие виды топлива в США падает, а НПЗ уменьшают закупки углеводородов, останавливаясь для ремонта.

Конечно, это все не значит, что 20 млн баррелей нефти в итоге не будут абсорбированы потребителями в США. Однако неутихающая пандемия COVID-19 все же делает рост спроса на нефть в стране в VI квартале и далее весьма нестабильным, ведь многие предприятия вынуждены снижать свою активность из-за разного рода ограничений.

Целеустремленность EIA и администрации Джо Байдена можно понять. В июле 2021-го розничная цена на бензин в США составила $3,14 за галлон — это самая высокая среднемесячная стоимость с октября 2014 года. Белый дом опасается, что вызванная этим фактором инфляция может сорвать восстановление экономики после пандемии COVID-19. По этой причине в начале августа Байден даже призывал ОПЕК+ повысить уровень добычи, чтобы цены на нефть снизились.

«Администрация Байдена прямо указывает на то, что ее заботит в первую очередь состояние нефтепереработчиков и потребителей топлива, а не добытчиков.

В отличие от команды Дональда Трампа, лоббирующего интересы добывающих компаний, команде Байдена нужны низкие цены на бензин и дизель. Именно поэтому Вашингтон требует от ОПЕК+ увеличения добычи. Отсюда, вероятнее всего, и инициатива с „вбросом“ 20 млн баррелей на американский рынок», — говорит аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

По мнению эксперта, пока трудно сказать, насколько действительно востребованными окажутся эти дополнительные объемы нефти на американском рынке. С одной стороны, в IV квартале многие компании снижают добычу на шельфе из-за ураганов. Параллельно с этим граждане США покупают меньше топлива. С другой стороны, дополнительные 20 млн баррелей вроде как компенсируют простаивание платформ на шельфе и сезонный ремонт НПЗ в конце 2021-го. Но при этом добыча углеводородов в стране этим летом практически вернулась к докоронавирусным показателям — 11,4-11,5 млн б/с, и острой нехватки нет. Поэтому такой «вброс» нефти наверняка создаст условия для снижения цен на топливо в США. Возможно, в EIA еще и рассчитывают на повышение спроса на мировом рынке, ведь Азия сейчас наращивает импорт углеводородов, да и в Европе закупки постепенно увеличиваются.

«Для сланцевой добычи в Соединенных Штатах это значит, что серьезных стимулов для роста не появится. До коронавируса отрасль крайне быстро реагировала на конъюнктуру рынка. Как только цена на нефть вырастала и многие проекты сланцевой добычи становились рентабельными, компании тут же начинали более активно бурить. Однако весь 2021 год стоимость „черного золота“ высокая, но сланцевая добыча все равно восстанавливается медленно», — сообщил Игорь Юшков.

В отрасли после коронакризиса стало больше крупных игроков, которые крайне настороженно относятся к политике энергоперехода Байдена, ведь он запретил постройку трубопроводов и заморозил выдачу лицензий для бурения на федеральных землях. Корпорации вроде Shell, ExxonMobil, Chevron видят, как США вернулись в Парижское соглашение и как администрация делает ESG повестку обязательной для все большего количества отраслей. По этой причине, уверен Игорь Юшков, акционеры многих проектов сланцевой добычи не видят смысла инвестировать в разработку новых скважин. А зачем, если вскоре отрасль вообще может стать «токсичной»?

«Компании во многих проектах сланцевой добычи в США сейчас раздают долги, все реже берут новые кредиты и выплачивают больше денег акционерам. Есть ощущение, что средства выводят из отрасли, боясь, что она вскоре будет затухать.

К тому же самые „лакомые куски“ в бассейнах со сланцевой добычей активно разрабатывались в периоды, когда цена на нефть была низкой. Такие месторождения истощаются. Теперь все чаще приходится заниматься менее рентабельными проектами», — констатировал эксперт.

По состоянию на июль 2021-го во всех регионах США было пробурено 5 957, незавершенных скважин, что является наименьшим количеством за любой месяц с ноября 2017 года. При этом активность по бурению новых скважин остается низкой. В трех из пяти основных нефтедобывающих регионов США (Eagle Ford, Bakken, Niobrara) число незавершенных скважин сократилось до самого низкого уровня с декабря 2013 года. В оставшихся двух (Permian и Anadarko) этот же показатель уменьшился до самого низкого уровня с июня 2018 года.

«Сочетание большего количества завершаемых скважин и меньшего количества уже пробуренных скважин способствует возвращению добычи нефти в бассейне Permian. Однако эти же процессы сокращают число незавершенных скважин (DUC), что может ограничить рост добычи нефти в США в ближайшие месяцы», — говорится в сообщении EIA.

Как рассказала в беседе с «НиК» Екатерина Грушевенко, эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», уже с октября 2020 года наблюдается медленный рост буровых, а также ввод в строй DUC. Это происходит постепенно, в первую очередь — из-за непонятной обстановки с COVID-19. Локдауны сдерживают рост спроса и ожидания по поводу его роста. Более того, большой объем нефти еще сдерживается квотами ОПЕК.

Страны ОПЕК+ в большинстве своем могут быстрее нарастить добычу, чем производители сланцевой нефти. Именно поэтому мы видим умеренный рост добычи в США без распродажи запасов.

Судя по тому, что в EIA решили в такой ситуации использовать запасы SPR, за сланцевую добычу, для которой снижение цен на углеводороды — это негативный фактор, в ведомстве не беспокоятся. Все-таки, несмотря на медленное восстановление сланцевой отрасли, в целом добыча нефти в США действительно показывает докоронавирусные показатели, а значит, если действующая власть ставит перед собой цель помочь покупателям топлива, а не компаниям по добыче, любые инструменты по снижению стоимости нефти считаются актуальными.

Впрочем, балансировка нефтяного рынка — это не единственная цель распродажи 20 млн баррелей нефти из SPR. Доходы от подобной операции до конца финансового года будут переданы Министерству финансов США. В 2015–2016 гг. Конгрессом США был одобрен ряд законов, позволяющих полученные государством деньги от продажи нефти из SPR, тратить на финансирование федерального правительства, медицинских исследований и модернизацию инфраструктуры. По сути, инструмент для балансировки нефтяного рынка превратили в дополнительный источник для наполнения бюджета страны.

Сегодня глава США Джо Байден готов этим воспользоваться. Вырученные средства от продажи нефти из резерва, будут направлены на финансирование инфраструктурного плана президента США, который Сенат Конгресса утвердил 10 августа этого года. Такой план, в целом, предполагает затраты на развитие инфраструктуры страны в объеме $1,2 трлн:

  • $110 млрд – на строительство мостов и дорог;
  • $50 млрд – на создание условий для противодействия экстремальным погодным условиям;
  • $66 млрд – на модернизацию железных дорог;
  • $7,5 млрд – на строительство зарядных станций для электромобилей;
  • $73 млрд – на транспортировку экологически чистой энергии;
  • $11 млрд – на программы транспортной безопасности;
  • $39 млрд – на модернизацию общественного транспорта;
  • $42 млрд – на развитие инфраструктуры портов и аэропортов.

Отметим, что среди этих пунктов средства на «зеленую» энергетику (на электрокары, зарядные станции и доставку «чистой энергии») занимают весьма серьезную долю от общей суммы. При этом если мы подведем краткий итог президентства Байдена вплоть до этого дня, то поддержка различных ВИЭ проектов при игнорировании проблем сланцевой добычи и вообще всей нефтегазовой отрасли США — это наименьшая из проблем для нефтяных компаний в Соединенных Штатах.

Глава Белого дома запретил постройку трубопровода из Канады и инициировал заморозку выдачи лицензий для добычи на федеральных землях. Однако все это меркнет перед проектами, которые он хочет реализовать в ближайшем будущем. Байден, как справедливо отметили в The Hill, пытается найти деньги для своего плана развития инфраструктуры на $1,2 трлн и развивать «зеленую» энергетику именно за счет нефтегазового сектора.

Администрация Байдена хочет поднять ставку корпоративного налога с 21% до 28% и заменить субсидии для компаний, добывающих ископаемое топливо (всего 13 налоговых льгот), на инвестиции в ВИЭ.

«Отмена таких субсидий принесет около $35 млрд налоговых поступлений, которые направят на развитие ВИЭ. Параллельно с этим демократы в Конгрессе разрабатывают закон, облагающий налогом крупные нефтяные компании, выбросившие больше всего парниковых газов в период с 2000 по 2019 год, утверждая, что эта мера может принести $500 млрд в течение следующих 10 лет», — пишет The Hill.

Администрация также хочет отменить для нефтегазовых корпораций в США зачет иностранных налогов, взимаемых с добычи углеводородов. Подобный шаг гарантировано нанесет ущерб крупным американским энергетическим компаниям, поскольку ослабит их конкурентные позиции на мировом рынке.

Впрочем, урон нанесут и другие инициативы, которые хочет реализовать администрация Байдена:

  • отмена кредита на повышение нефтеотдачи;
  • отмена cписания затрат на разведку и разработку;
  • отмена списания нематериальных затрат на бурение;
  • отмена освобождения от корпоративного подоходного налога для публичных партнерств по ископаемому топливу.

Добавляет «масла в огонь» и Конгресс США. В далеком 2008 году он снял запрет на добычу нефти и газа на континентальном шельфе, действовавший 27 лет. Теперь же в Конгрессе хотят опять все вернуть. В конце августа в документе, подготовленном сотрудниками Комитета по природным ресурсам, предлагается запретить морское бурение в Тихом океане, Атлантике и восточной части Мексиканского залива.

В американских СМИ потери нефтегазового сектора от подобной инициативы оценивают не слишком высоко. К примеру, убытки нефтяных компаний от запрета на бурение морского дна в восточной части Мексиканского залива составят около $50 млн. Впрочем, работа с новыми месторождениями на шельфе — это не столько сиюминутная прибыль, сколько потенциал для развития отрасли, которого демократы, похоже, намерены лишить американские компании.

Пока закон еще не принят и есть большая доля вероятности, что республиканцы, которые традиционно больше заботятся о нефте- и газодобывающей отрасли, не позволяет его принять в той форме, в которой он предложен демократами.

Однако важен сам прецедент, который говорит, что правительство США намерено решать проблемы развития «зеленой» энергетики за счет нефтегаза.

К тому же нельзя забывать и про ESG-повестку, которую крупнейшие инвесторы в США и мире вроде BlackRock (владеет активами на сумму $8,7 трлн) или Fidelity International активно навязывают американским компаниям и банкам. Еще 5-7 лет назад трудно было себе представить, чтобы инвесторы вроде Fidelity International, Federated Hermes Inc. EOS и Pacific Investment Management Co. практически в приказном тоне «рекомендовали» бы влиятельным организациям JPMorgan Chase & Co., HSBC Holdings Plc и UBS Group AG прекратить финансирование не «зеленых» проектов и компаний. Сегодня подобные процессы в США считаются нормой, причем инвесторы прямо говорят, что если банки будут игнорировать их «рекомендации», то от активов этих банков они откажутся.

Еще в январе 2021-го в письме, обращенном к клиентам BlackRock, его глава Ларри Финк пообещал давить на компании, которые откажутся снижать выбросы или будут саботировать энергопереход. Их акции попадут в список для выхода, а в случае, если они принадлежат фонду, в который инвестирует BlackRock, управляющая компания будет голосовать против менеджмента такого фонда.

Подобное заявление Финка — не пустая угроза. За отчетный период с июня по июнь 2020–2021 года руководство BlackRock проголосовало против переизбрания 255 членов советов директоров, в том числе ExxonMobil и Berkshire Hathaway Уоррена Баффета. Причина — действия совета не отвечают климатической повестке. Руководство фонда не поддержало менеджмент 319 компаний по тем же причинам. Как пишет Bloomberg, 79% компаний, получивших от Blackrock отказы, относятся именно к энергетическим, сырьевым или производственным.

В подобных условиях нефтегазовый сектор США, конечно, все равно будет развиваться, о чем сегодня говорят практически докоронакризисные показатели добычи нефти в стране. Однако в перспективе отрасль столкнется, как минимум, с двумя серьезными вызовами — с проблемой привлечения инвесторов и новыми налогами, которые ударят по их конкурентоспособности на мировом рынке нефгегаза.

Подпишитесь