В конце прошлого года мы оценили влияние коронавируса на мировые газовые рынки в 2020–2021 гг. На фоне текущих ценовых рекордов хочется посмотреть, насколько близки были наши прогнозы к реальности и к каким сюрпризам готовиться в ближайшее время.
Как мы и ожидали, восстановление экономической активности на фоне снятия коронавирусных ограничений привело к повсеместному росту спроса на газ. По данным МЭА, мировое потребление голубого топлива в 2021 г. увеличится на 4%, при этом лидером роста с 10% станет Китай. На региональном уровне значительно прибавят страны АТР (+6%), Центральной и Южной Америки (+6%) и Европа (+6%). Это не могло не отразиться на стоимости газа. В июле с. г. в Европе был побит ценовой рекорд: среднемесячные спотовые котировки газа впервые превысили показатель марта 2013 г. (12,5 долл./МБТЕ или 420 долл./тыс. куб. м), составив 450 долл./тыс. куб. м, и устремились к новым вершинам. Похожая картина, правда пока без рекордов, наблюдается и в Азии (рисунок 1).
Ожидали мы и того, что рынки АТР окажутся более привлекательными для поставщиков СПГ. По итогам первых 7 месяцев 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. азиатские страны нарастили импорт сжиженного газа на 12% (+16,5 млн т), Европа же потеряла 16% (-8,8 млн т). Действительно, поставки СПГ в Европу последовательно снижаются с марта месяца, именно тогда в последний раз дифференциал между АТР и Европой для большинства производителей сжиженного природного газа складывался в пользу последней. Сегодня же эти рынки одинаково привлекательны только для американского СПГ и сжиженного газа из Нигерии, остальные при прочих равных условиях предпочитают поставки в Азию.
Что касается производства СПГ, то по итогам 2021 г. оно вырастет на 5,4% или на 19 млн т.
Прежде всего это произойдет благодаря увеличению загрузки действующих заводов по сжижению газа, а также вводу новых мощностей (+7,4 млн т). Примечательно, что в 2021 г. новые производства запустят только в России: в начале лета на полную мощность вышла 4-я очередь Ямал СПГ (0,9 млн т), а до конца года достроят завод на КС «Портовая» (1,5 млн т). В феврале в Египте перезапустили завод Damietta LNG (5 млн т), который не работал с ноября 2012 г. из-за дефицита ресурсной базы. После открытия крупного месторождения Zohr у страны снова появился газ на экспорт.
Завершали мы свой прошлогодний обзор анализом перспектив экспорта российского голубого топлива в Европу, в результате которого пришли к выводу, что в ближайшие годы объем поставок трубопроводного газа из РФ в регион так и не вернется к показателям 2019 г. Действительно, в 2021 г. российский экспорт в западном направлении составит порядка 185 млрд куб. м, что на 8,5% ниже уровня 2019 г., хотя в Европе сложились все условия для того, чтобы «Газпром» мог обновить свой рекорд.
Итак, в 2021 г. спрос на газ в Европе вырастет более чем на 30 млрд куб. м. Прежде всего это обусловлено нетипично низкими температурами зимы 2020-21 гг. и высокими завершающегося лета, увеличением потребления газа со стороны промышленности. Кроме того, несмотря на значительный рост цен на голубое топливо, межтопливная конкуренция в генерации складывалась в пользу газа вплоть до конца июля с. г. В результате уровень запасов в ПХГ Европы сегодня находится на уровне порядка 55%, что на 20% ниже комфортного для вхождения в отопительный сезон уровня.
Даже с учетом увеличения трубопроводного импорта из Африки и некоторого роста поставок СПГ до конца года, по нашим расчетам, закрывающая баланс потребность Европы в российском трубопроводом газе в 2021 г. составит 215 млрд куб. м. Если бы «Газпром» удовлетворял все поступающие заявки, он легко мог бы побить свой экспортный рекорд 2018 г., для этого, правда, потребовалось бы бронировать дополнительные мощности ГТС Украины. Добрая воля балансирующего поставщика очевидно снизила бы уровень напряженности на спотовом рынке, что нашло бы свое отражение в ценах.
Что выгоднее: продавать меньшие объемы (но в рамках действующих контрактных обязательств) по более высоким ценам или наращивать экспорт, стабилизируя цены — вопрос открытый, в разное время «Газпром» использовал оба подхода.
Сегодня, на наш взгляд, у компании газовый гамбит налицо.
«Газпром» близок к началу коммерческих поставок газа по первой нитке «Северного потока-2», однако вопрос с технической сертификацией находящегося под санкциями США газопровода остается открытым. Также нет ясности и с будущим объемом прокачки — немецкий регулятор в свое время отказался освобождать проект от действия 3-го Энергопакета. Чтобы получить возможность максимально загружать свои транспортные мощности, в июне с. г. Nord Stream 2 AG инициировала сертификацию в качестве независимого оператора трубы. Однако данная процедура может занять до года. В июле «Газпром» по решению Европейского суда юстиции лишился возможности заполнять до 25-30% мощностей «Северного потока». Ограничение свободы выбора маршрута поставок приводит к ассиметричному ответу. А зима близко.
Текущие ожидания рынка в отношении цен на газ зимой 2021-22 гг. (рисунок 1) позволяют утверждать, что череда рекордов продолжится. Азиатский спотовый рынок близок к обновлению показателей февраля 2014 г., когда среднемесячная цена пробила отметку в 700 долл./тыс. куб. м. Европейский пик в 560 долл./тыс. куб. м (среднемесячная цена) должен быть пройден в ноябре–декабре текущего года, однако все это только при условии того, что предстоящая зима будет традиционной с точки зрения погоды. И раз уж мы говорим о рекордах, то самый высокий показатель спотовой цены газа на TTF был зафиксирован 1 марта 2018 г., когда стоимость газа на фоне холодной погоды, которую тогда назвали «зверь с Востока», подскочила до 940 долл./тыс. куб. м. И как тут не ждать запуска «Северного потока-2».
Директор по исследованиям VYGON Consulting Мария Белова
Консультант VYGON Consulting Иван Тимонин