Стоимость авиакеросина вернулась к уровню 2019 года

29 июня 2021, 13:29
28 июня стоимость авиатоплива превысила отметку 48 тысяч рублей за тонну, демпфер заработает лишь при 53,2 тысячи рублей

Биржевые цены на авиакеросин в РФ наконец вернулись к уровню до пандемии, превысив 48 тыс. рублей за тонну, в то время как пассажиропоток российских авиакомпаний по-прежнему ниже докризисных значений. В теории рост цен должен компенсироваться демпфером, однако он начнет работать только при более высоких ценах на нефть, пишет «Коммерсант», отметив, что авиакомпании уже просили правительство изменить формулу демпфера, но пока безуспешно.

Стоимость тонны авиатоплива на бирже СПбМТСБ 28 июня превысила отметку 48 тыс. рублей за тонну, вернувшись на уровень 2019 года. В период пандемии стоимость топлива падала почти вдвое из-за низкого спроса. При этом пассажирские авиаперевозки сейчас все еще на 30% ниже уровня 2019 года.

Для того чтобы снизить нагрузку на авиаперевозчиков в период резкого роста цен на топливо, с 2019 года правительство ввело механизм демпфера. Он предполагает компенсации авиаперевозчикам из бюджета, если экспортная стоимость топлива превышает цену отсечения (53,2 тыс. рублей на 2021 год). Однако экспортные цены до сих пор ни разу не превысили эту отметку, и компании так и не смогли получить субсидии.

В Минэнерго заявили «Коммерсанту», что анализируют рыночную ситуацию с другими профильными ведомствами, отметив, что демпфер на авиакеросин начнет работать при ценах на нефть около $78 за баррель, а сейчас лишь $75. В Минэнерго напоминают, что цены на керосин изменяются вместе с ростом мировых цен на нефть, имеют ярко выраженную сезонную динамику, а также «подвержены фактору восстановления спроса на керосин по мере постепенного снятия ограничений на перелеты между странами». По оценке Минэнерго, в июне в РФ будет произведен 1 млн тонн керосина, что соответствует уровню 2019 года. Между тем, как отмечает старший консультант «Петромаркета» Константин Квон, в январе–мае выпуск керосина по сравнению с 2019 годом снизился на 11%, до 3,89 тыс. тонн (без учета объемов с НПЗ НОВАТЭКа в Усть-Луге, которые идут на экспорт). При этом он не считает рост цен на топливо «аномальным или несправедливым».

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) 18 июня уже предлагала вице-премьеру Александру Новаку снизить цену отсечения в формуле демпфера до 39,5 тыс. рублей за тонну. «Корректировка позволит избежать ухудшения финансово-экономического состояния авиакомпаний, которое может привести к их банкротству, а также поможет удержать доступность цен для потребителей и сохранить маршрутные сети между регионами», — подчеркивает заместитель исполнительного директора АЭВТ Борис Шокуров. В Минтрансе газете сообщили, что вопрос корректировки демпфера «находится в проработке».

#Рынки #Цены на бензин и дизельное топливо #Авиатопливо #Авиакеросин
Подпишитесь