Posted 22 июня 2021, 16:27
Published 22 июня 2021, 16:27
Modified 16 сентября 2022, 20:46
Updated 16 сентября 2022, 20:46
Россия и Узбекистан должны расширять сотрудничество в топливно-энергетическом секторе, в сфере мирного использования атомной энергии, медицине и образовании, считает премьер-министр РФ Михаил Мишустин. «У нас большие есть возможности для сотрудничества по всем направлениям, считаю, что необходимо серьезно расширять кооперацию в промышленности, топливно-энергетическом комплексе, включая мирное использование атомной энергии, в медицине, образовании, цифровой экономике, вообще в высоких технологиях», — заявил Мишустин на втором заседании совместной комиссии на уровне глав правительств РФ и Узбекистана.
По его словам, российский бизнес вносит значительный вклад в развитие ТЭК Узбекистана: ЛУКОЙЛ, в частности, планирует направить более $12 млрд на совместные проекты в дополнение к $8 млрд, уже инвестированным в развитие энергетических мощностей.
А пока же, отмечает «Интерфакс», Узбекистан из продавца превратился в покупателя газа у «Газпрома», сообщается в отчетности и меморандуме нового выпуска еврооблигаций российского концерна. В 2018 году Узбекистан поставил «Газпрому» 3,8 млрд кубометров газа, в 2019-м увеличил поставки до 4,9 млрд кубометров, а в 2020 году прекратил их. Свежий меморандум подтверждает, что и в первом квартале 2021 года поставки узбекского газа российскому концерну не осуществлялись.
Более того, с 2020 года «Газпром» начал поставки в Узбекистан туркменского газа: в 2020 году было поставлено 0,9 млрд кубометров, а за первый квартал 2021 года — уже 1,5 млрд кубов (за аналогичный период 2020 года поставок не было), свидетельствуют данные меморандума.
Примечательно, что в первом квартале 2021 года Узбекистан купил у «Газпрома» (у Туркмении) в три раза больше газа, чем сам смог экспортировать в Китай (0,54 млрд кубометров).
«Центрально-азиатские страны сейчас очень бурно развиваются. В первую очередь это касается Узбекистана. И мы наблюдаем большой рост потребления в этой стране. Поэтому, конечно же, в той или иной степени закупки газа сокращаются, ибо государство направляет газ на собственные нужды, если мы говорим об Узбекистане», — прокомментировала в мае ситуацию с узбекским газом зампредседателя правления «Газпрома», гендиректор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова.