Углеродный сбор принесет Евросоюзу не большие доходы, а большие проблемы

9 июня 2021, 14:18
Ввод Механизма пограничной корректировки выбросов СО2 приведет к усилению дипломатического давления на ЕC со стороны его основных торговых партнеров

В преддверии судьбоносного решения Евросоюза о введении Механизма пограничной корректировки выбросов углерода (СВАМ, он же пресловутый «углеродный сбор») эксперты, участвующие в разработке европейской климатической политики, высказали открытые опасения относительно его эффективности. План Евросоюза по введению пошлин на импорт определенных товаров с высоким «углеродным следом» может вызвать серьезное противодействие европейских промышленников, поскольку он обеспечит лишь ограниченную защиту от переноса производств из Европы в страны с более слабой климатической политикой, говорится в отчете, подготовленном для Института Европейского университета. Доклад увидел свет одновременно с попаданием в СМИ чернового варианта проекта СВАМ, который Евросоюз должен утвердить в ближайшие недели.

Авторами аналитической записки выступили глава Генерального директората Еврокомиссии по климатическим действиям Йос Дельбеке, польский климатический эксперт Петр Домбровицки и бывший функционер Еврокомиссии Питер Вис. По их мнению, CBAM не будет быстрым решением, на которое надеялись многие — механизм углеродного сбора может воплотиться в жизнь в нынешнем десятилетии, но не настолько быстро, как рассчитывали первоначально.

Реализация CBAM требует постоянных дипломатических усилий, для которых понадобится время, добавляют авторы доклада. Механизм регулирования углеродных границ — один из ключевых элементов трансформации экономики, направленной на превращение Европы в первый климатически нейтральный континент, — также подразумевает обширные консультации со Всемирной торговой организацией.

Механизм СВАМ потребует от импортеров продукции с высоким «углеродным следом», например, алюминия, минеральных удобрений и электроэнергии, приобретать специальные сертификаты для покрытия выбросов при ее производстве по тарифам, привязанным к углеродному рынку Евросоюза.

Чтобы гарантировать совместимость с правилами ВТО, CBAM станет альтернативой ныне действующей политике по предотвращению так называемой углеродной утечки (carbon leakage).

Этим термином обозначается ситуация, когда из-за издержек, связанных с мерами по борьбе с изменениями климата, компании перемещают свои производства в страны с меньшими ограничениями по выбросам углерода. Одним из инструментов, ограничивающих «углеродную утечку», является предоставление бесплатных квот на выбросы поддержания конкурентоспособности отдельных отраслей.

Против отмены бесплатного распределения квот на загрязнение окружающей среды уже выступили энергоемкие отрасли, включая сталелитейную и алюминиевую, сообщает агентство Bloomberg. В конце прошлой недели ассоциация европейских производителей алюминия заявила, что обеспокоена планами Еврокомиссии и не понимает, каким образом CBAM может эффективно сократить «углеродную утечку» без бесплатных разрешений на выбросы.

Отсутствие поддержки со стороны промышленности может осложнить политические переговоры, которые начнутся после того, как регулирующий орган Евросоюза 14 июля представит механизм СВАМ в виде законопроекта. Для его принятия потребуется одобрение государств-членов ЕС и Европейского парламента, но прежде, чем эти переговоры начнутся, Евросоюзу предстоит предметно взаимодействовать с ВТО, говорится в докладе.

Кроме того, авторы документа утверждают, что CBAM может предоставить лишь ограниченную защиту от перемещения производств с высоким углеродным следом, в то время как упущенная выгода от бесплатного распределения квот для европейских компаний может оказаться высокой.

«Простое перемещение промышленности в другие страны не поможет снижению выбросов в глобальном масштабе, а конкуренты, действующие в юрисдикциях без углеродных ограничений, окажутся „безбилетниками“»,

— считают европейские эксперты.

«Оптимальным вариантом было бы изменить систему бесплатного распределения квот в пользу революционных низкоуглеродных технологий, которые делают возможной экономику с нулевыми чистыми выбросами при их развертывании в достаточном масштабе. Это более уместное решение, чем и дальше использовать текущие эталонные котировки, основанные на применении наилучших доступных технологий», — уверены Дельбеке, Домбровицки и Вис.

Упоминаются в их докладе и страны, которые рискуют стать главными плательщиками углеродного сбора, включая Россию. В частности, в документе сказано, что государства группы BASIC (Бразилия, Китай, Индия, ЮАР) уже демонстрируют серьезное беспокойство в связи с предстоящим введением СВАМ, утверждая, что этот механизм противоречит духу Парижского соглашения по климату. «Торговые партнеры Европы могут рассматривать CBAM как угрозу для своих экспортных рынков и как завуалированную протекционистскую меру. У них может возникнуть соблазн отомстить ответными мерами в виде аналогичных ограничений на экспорт товаров, даже если некоторые из этих стран смогут уменьшить свои выбросы», — признают авторы.

По их оценке, основанных на общедоступных данных о статистике международной торговли, больше всего от введения СВАМ пострадают импортеры цемента (прежде всего Турция, в некоторой степени Украина и Белоруссия) и электроэнергия (Россия, Сербия и другие балканские страны). Еще сложнее может оказаться ситуация с такой продукцией, как сталь, цветные металлы и химикаты, — глобальными товарами со сложными цепочками создания стоимости. От обложения их углеродным сбором пострадает больше стран, что, уверены авторы доклада, приведет к усилению дипломатического давления на Евросоюз, не в последнюю очередь со стороны его основных торговых партнеров, таких как Китай или США. Так что Евросоюз, резюмируют эксперты, должен заранее принять тот факт, что CBAM вряд ли принесет ему большие доходы, и уделять гораздо больше внимания взаимодействию с теми своими партнерами, которые могут пострадать от его введения.

Сергей Танакян

#Энергопереход #ЕС #Аналитика #ВТО #Выбросы #Углеродный налог #Углеродный след
Подпишитесь