Несмотря на возвращение цен на нефть к показателям конца 2019 года, потребление нефтепродуктов в мире еще далеко не преодолело прошлогодний спад, связанный с пандемией коронавируса, сообщил главный экономист независимого ценового агентства Argus Дэвид Файф в ходе состоявшейся недавно конференции «Argus Рынок нефтепродуктов 2021. СНГ и глобальные рынки».
По его словам, в первом квартале этого года восстановление спроса на нефтепродукты было анемичным: этот процесс был заметен на рынках бензина и дизельного топлива, однако в сегменте авиакеросина ситуация остается плачевной. В частности, в Китае внутренние продажи бензина и дизеля в январе–марте были лучше, чем в первом квартале 2020 года, но даже близко не подошли к уровню конца 2019 года. Та же самая ситуация сложилась в Индии, Бразилии, Мексике и других странах с развивающимися экономиками.
Плохой новостью для моторного топлива является и спровоцированное пандемией ускорение энергоперехода на некоторых рынках, в частности, в Европе и Китае, где ожидается быстрое распространение электромобилей.
Спрос на нефтепродукты будет восстанавливаться весьма медленно — это вряд ли произойдет до конца 2022 — начала 2023 года, отмечает Дэвид Файф. На данный момент спрос отыгрывает лишь менее половины потерянного в 2020 году — 5,6 млн баррелей в сутки, хотя в таком сегменте, как нефтехимическое сырье и СУГ, он уже превысил показатели конца 2019 года. Нефтехимия, по прогнозу Argus, будет и дальше демонстрировать серьезный спрос, препятствуя серьезному падению спроса на нефть даже после прохождения глобального пика, ожидаемого примерно в 2030 году.
Несмотря на затянувшееся восстановление спроса, цены на нефтепродукты растут, подогреваемые ожиданиями начала нового «сырьевого суперцикла» в мировой экономике и ускорением инфляции. Как пояснил главный экономит Argus, спекулятивные инвесторы сейчас рассматривают товарно-сырьевые рынки в качестве хорошего инструмента хеджирования против нарастающей инфляции, а на это накладывается дефицит на некоторых рынках.