Posted 28 апреля 2021,, 09:45

Published 28 апреля 2021,, 09:45

Modified 16 августа 2022,, 21:51

Updated 16 августа 2022,, 21:51

Корректировка демпфера — хорошо, но мало

28 апреля 2021, 09:45
По итогу переговоров с нефтяниками государство согласилось уступить больше, чем собиралось, но меньше, чем просили компании.

Минфин и Минэнерго после долгих согласований утвердили новые параметры топливного демпфера, которые вступают в силу с 1 мая. Однако поможет ли это сдержать рост цен на топливо в летний сезон, далеко не очевидно. В качестве запасного варианта в правительстве обсуждается ограничение экспорта бензина. Разбор ситуации — в статье Института развития технологий ТЭК (ИРТТЭК) специально для издания «Нефть и Капитал».

Окончательные параметры корректировки демпфера были обнародованы во вторник, 20 апреля. Как сообщил Минфин, планируется:

  • с 1 мая 2021 года снизить индикативную цену бензина на 4 тыс. рублей по сравнению с действующей ставкой;
  • с 1 января по 31 декабря 2022 года снизить цену на 2,7 тыс. руб. по сравнению с установленной в Налоговом кодексе ставкой;
  • с 1 января 2022 года снизить с 5% до 3% ежегодную индексацию базовых цен для расчета демпфера по дизельному топливу;
  • с 1 января 2023 года проводить индексацию индикативной цены бензина на 3%.

Напомним, что индикативная цена — это ежегодно устанавливаемое значение стоимости топлива на внутреннем рынке. Если экспортная цена превышает индикативную, то есть поставлять топливо за рубеж выгоднее, чем продавать его внутри страны, государство доплачивает производителям. Если же ситуация обратная, то уже нефтеперерабатывающие компании платят бюджету.

Корректировка демпфера «позволит увеличить объем компенсационных выплат нефтеперерабатывающим заводам», и они смогут «устанавливать отпускные цены, обеспечивающие достаточную маржинальность розничного сегмента при сохранении цен на АЗС в пределах инфляции», полагают в ведомстве.

Донастройка обойдется бюджету в 350 млрд рублей, около половины этой суммы планируется компенсировать за счет повышения НДПИ, говорят в Минфине.

Демпферный механизм был введен на волне топливного кризиса 2018 года и первое время устраивал нефтяников, которые при высоких ценах на нефть получали дополнительные выплаты из бюджета. Однако в 2020 году коронакризис привел к обвальному падению стоимости энергоносителей, и демпфер превратился в механизм изъятия сырьевой ренты в бюджет. Именно поэтому Минфин до последнего времени упорно противостоял всем попыткам добиться изменения его параметров. Однако на этот раз аргументы нефтяников оказались, по-видимому, неотразимыми.

В мелком опте убыточность продаж АИ-92 сформировалась уже в конце прошлого года, а в начале этого года к ней добавилась убыточность реализации АИ-95. К марту ситуация только ухудшилась с ростом мировой цены нефти и нефтепродуктов.

С начала года оптовые цены на бензин марки АИ-92 поднялись с 49,7 до 53,9 тыс. рублей за тонну или +8%, дизельное топливо летнее — с 44,9 до 49,5 тыс. рублей за тонну или на +10%, напоминает генеральный директор независимого аналитического агентства нефтегазового сектора «НААНС-Медиа» Тамара Сафонова.

В то же время одной перенастройкой демпфера эту проблему решить не удастся, уверена она.

«Демпфер, к сожалению, не решает задачу сглаживания ценового диспаритета.

В целом проблематика роста цен больше связана с отсутствием утвержденной на государственном уровне сбалансированной системы формирования ценовых индексов, расчетных логистических индикаторов и деэскалаторов по качеству на нефть и нефтепродукты. Такая система позволила бы государству более точно планировать бюджетное наполнение, а НПЗ — обеспечить маржинальность и стабильность производственных процессов», — говорит эксперт.

С момента введения демпфер уже несколько раз донастраивался и сегодня мы видим очередной эпизод этого сериала, отмечает зампред Наблюдательного совета Ассоциации «Надежный партнер» Дмитрий Гусев. Донастройка требуется потому, что никто не рассчитывает на то, что курс рубля будет так сильно ослабевать и искусственно поддерживаться. Экспортная альтернатива, как результат, оказывается значительно более прибыльной, и ни переработка, ни реализация нефтепродуктов в нашей стране на сегодня не выгодны.

Конечно, какой-то эффект корректировка даст — нефтяные компании получат некоторое послабление, говорит Гусев. Но последует ли за этим снижение мелкооптовых цен — неизвестно. По крайней мере, предпосылок для этого нет, потому что наступает высокий сезон, при этом перелеты ограничены из-за COVID-19, поэтому можно, как и в прошлом году, ожидать роста внутреннего туризма и, как следствие, спроса на бензин.

«В целом, если говорить о системном подходе к рынку нефтепродуктов, то нужно сделать две вещи: отменить демпфер и отказаться от неписанного правила «рост розничной цены в пределах инфляции плюс налоги»,

— уверен эксперт. Ограничение розницы в условиях свободного опта приводит к постоянному перекосу рынка и ценовому диспаритету. Причем в этом году он возник уже в феврале, хотя обычно это происходит в июне–июле, когда начинается сезонный рост потребления.

Минэнерго должно было бы занимать твердую позицию по отношению к основной бюджетообразующей отрасли и каким-то образом более системно подходить к решению проблемы и создавать условия для того, чтобы «кровь экономики» продавалась с достаточной маржой хотя бы для поддержания отрасли в ее нынешнем состоянии, говорит эксперт.

«На сегодня у нас предел роста — инфляция плюс налоги — около 7%. Причем ФАС уже запрашивала у всех участников рынка обоснование розничной цены, были случаи и выездных проверок независимых заправщиков. Так что будет сделано все, чтобы цена не выросла. Как будет реагировать бизнес? У каждого своя точка закипания и возможности для поддержания бизнеса на плаву. Если эти возможности будут исчерпаны, будут либо закрываться, либо продаваться», — пессимистичен Дмитрий Гусев.

Кстати, похоже, что в возможность сдержать рост цен на топливо с помощью перенастройки демпферного механизма не верят не только эксперты, но и само правительство. В среду вице-премьер Александр Новак сообщил журналистам, что сейчас обсуждается возможность введения запрета на экспорт бензина в период пикового спроса, в частности, летом. Окончательное решение будет принято на основании рекомендаций профильных ведомств и с учетом возможных отрицательных последствий, одним из которых Новак назвал возможное снижение производства топлива на российских НПЗ.

"