Материал подготовлен специально для «Нефти и Капитала».
— Цены на нефть показывают рост. Цена сорта Brent впервые с января 2020 года превысила отметку $63 за баррель. Можно ли сказать, что нефтяной сектор восстановился?
— Саудовская Аравия снизила добычу, это положительно сказалось на ценах на нефть. Приходит в чувство мировая промышленность, стали больше летать самолеты. Мир будет нуждаться в нефти все больше. Будет ли успевать предложение за спросом? Вот это — вопрос. Но все в данный момент нуждаются в скорейшем возвращении к нормальному ритму жизни. За последние годы дважды мировой нефтяной сектор испытывал серьезнейшие проблемы — в 2014 и 2020 годах, что отразилось на всей мировой экономике. Кроме того, все страны имеют свой потолок в плане производства нефти. Вопрос баланса между возможностями производителей и спросом и будет ключевым для понимания того, какие цены стоит ожидать в ближайшем и дальнейшем будущем.
— Какая ситуация наблюдается в Венесуэле и у ее соседей?
— Очень многое зависит от геополитической обстановки в мире, помимо решений ОПЕК и ОПЕК+. В 2021 мы видим, что цена на нефть стабилизируется. Но необходимо дождаться мая, чтобы понять, как будет вести себя нефть, будут ли какие-то изменения. Венесуэльские власти уже заявили, что к маю производство достигнет 1,5 млн баррелей. Однако, надо дождаться мая.
Например, в Колумбии обстановка с нефтью не очень благоприятная из-за отсутствия постоянного производства нефти. Это показывают недавние инвестиции в гидроразрыв. Колумбия нуждается в многомиллионных инвестициях в свой нефтяной сектор. На данный момент она производит более 600 тысяч баррелей в день. Скорее всего, это нынешний потолок Колумбии, учитывая ее запасы.
— Какие совместные энергетические проекты между Венесуэлой и Колумбией пострадали из-за осложнения отношений?
— Венесуэльскую качественную нефть все ценят и ждут, так что при первом же удобном случае она быстро восстановит свои позиции. У каждой стороны свои задачи. Колумбия понимает, что при президенте Николасе Мадуро сотрудничать с Каракасом и получать от этого сотрудничества прибыль у нее не получится. Многие проекты заморожены. Например, газопровод Антонио Рикаурте протяженностью более 200 километров из Сулии и Фалькона в Колумбию — совместный проект Венесуэлы и Колумбии, запущенный в 2006 году, — полностью заморожен. Было это сделано по решению Каракаса в ответ на агрессивные действия Боготы. В итоге страна с 50 миллионами жителей, которая соседствует с богатейшей по своим нефтяным запасам Венесуэлой, не имеет от своего географического положения никаких дивидендов.
— Президент Венесуэлы Николас Мадуро обещает повысить производство нефти до полутора миллионов баррелей в день. За счет чего планируется такой рост?
— В 2020 были тщательно проанализированы возможности Венесуэлы в плане повышения производства нефти. В феврале 2021 года нефтедобыча составила около 559 тысяч баррелей в день. Венесуэла старается адаптироваться к новой жизни при серьезнейших санкциях. В этом есть тоже плюс: приходится учиться развиваться в ограниченных условиях. Все следят за Венесуэлой, наблюдают, как она будет себя вести, как государство под максимально жесткими санкциями сможет найти выход из положения. Это уникальный случай. Другого пути нет. Власти считают, что у страны есть достаточно технологий и возможностей для того, чтобы совершить резкий скачок в производстве нефти в этом году. Посмотрим, уже в мае будет понятно, насколько эти планы могут воплотиться в жизнь.
— Мадуро заявил, что с 1 июня по 31 декабря 2020 года НПЗ Венесуэлы произвели около 11 миллионов тонн топлива. За первую половину того же года был переработан всего миллион. Что помогло поднять показатели в 11 раз?
— В первую очередь, компромисс. Венесуэла может рассчитывать только на себя. Индустрия пытается выбраться из этого положения, используя всевозможные экономические методы. В отрасли сохранились профессионалы, которые могут что-то сделать, несмотря на все эти трудности. После очень тучных годов вдруг пришлось учиться жить с затянутыми поясами. Страна привыкает жить без нефти, происходит диверсификация, но не естественная, а под давлением обстоятельств. 30 миллионов венесуэльцев являются участниками этого эксперимента. История показывает, что задавленные экономически страны могут быстро восстанавливаться, главное — найти свой собственный путь.
— Правительство Венесуэлы обвинило правительство США в защите «хищнических интересов» американской нефтяной компании ExxonMobil в спорной зоне между этой карибской страной и Гайаной. О каких интересах речь?
— ExxonMobil желает воспользоваться конфликтами и извлечь из них прибыль. Это уже не просто энергетическая компания, это геополитический инструмент. Таких инструментов много, вооруженные конфликты давно повсеместно используются в экономических целях. Но Венесуэла будет придерживаться дипломатического решения любого конфликта, ни в коем случае не поддаваясь на провокации.
Беседовал Михаил Вакилян, зарубежный корреспондент ИРТТЭК