На прошлой неделе мы уже поднимали тему аномальных холодов в Техасе и их влияния на нефтяной рынок (сокращение добычи более чем на треть, подтолкнувшее котировки, см. комментарий от 17 февраля 2021 г.). А сегодня хотели бы посмотреть на проблему через призму газового рынка, ведь, по данным Минэнерго США, еще несколько дней назад простаивало порядка 30% локальных производственных мощностей и почти 7% — по всей стране. На пике температурного кризиса (17.02) цены на луизианском Henry Hub подскочили почти в 10 раз (до ~$24/млн б. т. е.), но к середине этой недели уже опустились до $3, чему поспособствовал бан губернатора Техаса на экспорт СПГ до 21 февраля, и как следствие, сокращение поставок за рубеж почти на 55% за последнюю половину месяца до минимального уровня с сентября прошлого года (рис. 1).
На ключевых рынках сбыта цепной реакции пока не наблюдается: спотовые цены на СПГ в АТР и на газ в Европе продолжают выравниваться после обновления исторических максимумов в начале года на фоне морозов по обе стороны континента (рис. 2).
Так, в Северо-Восточной Азии котировки вернулись к отметке конца ноября 2020 г. (~$6,4/млн б.т.е. по сравнению с почти $30/млн б.т.е. в середине января 2021 г.), а на голландском TTF цены за аналогичный период снизились почти на 40% до ~$5,7/млн б.т.е. При этом, вполне возможно, что «температурный коллапс» в США и сокращение поставок СПГ на зарубежные рынки несколько сгладили нисходящую динамику.
Таким образом, глядя на отсутствие паники на ключевых рынках и постепенное восстановление производства по другую сторону Атлантики, остается предположить, что история с дефицитом американского газа останется краткосрочной. Гораздо большее значение для рынков будет иметь спрос в Азии, куда, к слову, с сентября 2020 г. поставки СПГ выросли на 45% (рис. 3) и уже перетянули значительные объемы из Европы, где в связи с этим заполненность ПХГ с начала года сократилась почти в два раза (с почти 75% до текущих 38%).
Но исходя из сегодняшних предпосылок, рыночный дисбаланс может быть устранен, т. к. премия азиатского рынка сузилась с $23/млн б.т.е. в середине января до $0,8/млн б.т.е., а метеорологические службы крупнейших стран-импортеров из АТР с высокой долей вероятности (60-70%) уверены в более теплой, чем обычно, погоде в марте.
Московский нефтегазовый центр компании EY