Нефтяные рынки приветствуют наступающий 12 февраля год Быка по китайскому календарю. Утром 8 февраля фьючерсы на Brent впервые с 29 января 2020 года достигли круглой отметки $60 за баррель, 9 февраля стоимость Brent составила уже $61,05. Сложно прогнозировать, смогут ли эти бычьи настроения утвердиться на рынке, но уже сейчас очевидно, что фатальный пессимизм прошедшего 2020 года всем порядком надоел.
Заметим, что положительные настроения трейдеров во многом опираются на статистику Китая и Индии, которые нарастили потребление энергоресурсов.
Так, в последнее дни в китайские порты направились уже 127 танкеров с 250 миллионами баррелей нефти, что является максимумом за полгода. Индийский импорт сырой нефти в декабре 2020 года вырос до двухлетнего максимума — 20,5 млн тонн, увеличилась и переработка сырой нефти.
На дополнительную поддержку рынка пошла Саудовская Аравия. Она объявила о повышении в марте цены на нефть для США и Европы, оставляя неизменным уровень цен для азиатских покупателей. Arab Light в Азии сохранит свою стоимость, но будет по-прежнему на $1 за баррель дороже, чем корзины нефти Омана и Дубая. Помогла быкам и американская статистика. Коммерческие запасы нефти в США снизились на 1 миллион баррелей или на 0,2%, достигнув 475,7 миллиона баррелей, что стало самым низким уровнем с марта 2020 года. Кроме того, в МЭА рассчитали рост потребления в текущем году на 5,5 млн до 96,6 млн б/с.
Однако наибольшую долю оптимизма внес министерский мониторинговый комитет ОПЕК+.
Он указал на широкое распространение вакцин от коронавируса, которое будет способствовать восстановлению экономики, а также допустил ускорение роста спроса на нефть, особенно во втором полугодии 2021 года. Кроме того, в прогнозе технического комитета ОПЕК+ указывается на дефицит нефти на протяжении всего 2021 г. Скорее всего, именно это и стало самым главным поводом для воцарения бычьих настроений на рынке. Напомним, что именно после заседания ОПЕК+, которое состоялось 3 февраля, цена барреля Brent перевалила за $59.
Но, как известно, в бочку меда может попасть ложка дегтя. Последней стал сланцевый сектор добычи, который при таком уровне нефтяных цен чувствует себя вполне комфортно и способен изрядно подпортить перспективу стабилизации нефтяного рынка. Данные Baker Hughes за 5 февраля уже показали рост буровой активности в США и Канаде. Тем не менее, пока количество буровых установок по-прежнему более чем вдвое ниже, чем год назад. Аналитики Rystad Energy прогнозируют, что уже во втором полугодии стоит ожидать более активного инвестирования в данном секторе. При сохранении цены WTI выше $50 за баррель это приведет к росту применения ГРП во втором полугодии 2021 г. и к увеличению инвестиционных программ компаний.
Очевидно, что восстановление североамериканской добычи может свести на нет все положительные тренды на нефтяном рынке и, главное, сланцевый фактор способен нивелировать усилия ОПЕК+ по восстановлению стоимости нефти.
Это особенно обидно для стран, входящих в альянс, поскольку они были вынуждены пожертвовать достаточно большой долей своей нефти, а плодами их усилий воспользуются американские компании, которые и не думали идти на какие-либо ограничения.
Напомним, что по данным Федеральной таможенной службы (ФТС) экспорт нефти из России по итогам 2020 года в стоимостном выражении сократился на 40,8%, до $72,366 млрд руб., в физическом выражении он снизился на 11,4%, до 238,607 млн т. Экспорт нефтепродуктов снизился на 32,3%, до $45,346 млрд, в физическом выражении — на 0,8%, до 141,755 млн т. Явно, что в уменьшении доходов государства от нефтяного экспорта виноваты не только низкие цены на сырье, но и сокращение добычи в рамках сделки ОПЕК+. Российская статистика красноречиво подтверждает тот факт, что все страны, решившие добровольно поддержать нефтяной рынок и пойти на ограничения, заплатили большие деньги за нынешний ценовой оптимизм.
Тем не менее, большинство отраслевых аналитиков пока не видят в сланцевом секторе большую угрозу для нефтяного рынка, по крайней мере, в этом году. Кроме того, они придерживаются сдержанного оптимизма в отношении цен на «черное золото», отмечая, что сейчас поддержка нефти идет за счет фискальной политики США.
Аналитик нефтегазового сектора компании «Атон» Анна Бутко считает, что текущие цены на нефть во многом обусловлены решениями ОПЕК+ наращивать добычу более медленными темпами, чем страны планировали еще в конце 2020: «Постепенно влияние пандемии будет сходить на нет. Тем не менее, фундаментальная ситуация на рынке по-прежнему остается непростой. Без поддержки ОПЕК+ на текущем уровне ценам будет крайне сложно удержаться», — заметила эксперт. По ее мнению, учитывая текущий значительный рост цен на нефть, стоит ожидать, что ОПЕК+ скорее будет придерживаться плана по возврату на рынок 2 млн б/с в 2021 в течение 4 месяцев, чтобы не уступать долю рынка производителям, не участвующим в соглашении.
Касаясь ситуации со сланцевым сектором США, она напомнила, что цены выше $55 за баррель покрывают издержки большинства производителей сланцевой нефти: «Мы будем видеть постепенное восстановление добычи производителями. Хотя мы не ожидаем, что добыча может вернуться к рекордам 2019 г. При сохранении текущей конъюнктуры до конца года добыча США вероятно сможет вернуться в район 11,5 тыс. б/с», — указала Бутко.
Гендиректор «НААНС-МЕДИА», доцент кафедры международной коммерции РАНХиГС Тамара Сафонова рассказала, что согласно оптимистичному сценарию уровень мирового потребления нефти может приблизиться к докризисному уровню не ранее 2022 года, следовательно, текущее укрепление стоимости сырья носит спекулятивный характер. «Стремительное восстановление рынка нефти, равно как и фондовых индексов, продиктовано реализацией центральными банками не имевшей аналогов ранее монетарной политики, направленной на накачивание глобальной экономики беспрецедентными объемами ликвидности, толкающими индексы вверх. Следствием этой политики является и ослабление курса доллара США по отношению к региональным валютам, улучшающее инвестиционные перспективы сырьевых товаров для покупателей из Европы и быстрорастущего рынка Азиатско-Тихоокеанского региона.
Текущий уровень цен может быть подавлен сопротивлением, после которого последует переход ценников Brent в отрицательную коррекцию»,
— заявила эксперт.
По ее словам, в настоящее время биржевой рынок нефти на распутье: с одной стороны, рост котировок может продолжиться с пробитием отметки в 60 $/баррель, а с другой стороны именно данный уровень может выступить триггером к развороту и последующему падению, учитывая, что даже текущие уровни не оправдываются фундаментальными факторами. «Новые реалии перестройки энергетических рынков по направлению выработки в будущем „чистой“ энергии будут оказывать безусловное влияние на снижение спроса на углеводороды. Однако нацеленность нефтегазовых компаний на максимизацию уровня поставок углеводородов потребует долгосрочного взаимодействия не только стран ОПЕК+, но и других международных объединений по оказанию регулирующего воздействия на мировой рынок», — считает Сафонова.
Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев также считает, что рост стоимости нефти обусловлен не только вакцинацией и ожиданием завершения мировой рецессии, но и мягкой политикой центробанков, прежде всего федрезерва (Федеральная резервная система США — НиК). Однако он прогнозирует в этом году $60-70 по Brent, предупреждая, что, конечно, роста без коррекции не бывает:
«Нынешняя цена комфортна для всех, в том числе и сланцевиков. Наращивать добычу будут все, и это будет давить на стоимость нефти.
Но на фоне завершения рецессии, а также большого количества свободных денег $60-70 за баррель можно себе легко представить. Наш бюджет — $43, ФНБ (Фонд национального благосостояния России — НиК) будет расти», — заявил эксперт.
Старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин считает, что нефть обоснованно вернулась на уровень до пандемии. «Результаты вакцинации в Израиле вакциной Pfizer уже показывают успешные результаты снижения заражений среди пожилых людей. В Израиле было вакцинировано 80-90% населения возрастом старше 60 лет. Поэтому на рынке скорее игнорируют текущие локдауны, часть негативного эффекта от которых добровольно взяла на себя Саудовская Аравия с сокращением добычи на 1 млн б/с в феврале–марте», — заметил эксперт.
По его мнению, американские добывающие компании возвращают буровые вышки на месторождения, но текущая ситуация отличается более зрелой стратегией сланцевиков, сменивших лозунг «drill, baby, drill» на максимизацию выплат акционерам («pay, baby, pay» если хотите), поэтому активность будет увеличиваться только вместе с ростом цен на нефть, а не с опережением, как раньше.
Громадин отметил, что ОПЕК+ надо принять во внимание возможное возвращение Ирана на рынок после снятия санкций, а также сохранение рисков невыполнения квот отдельными участниками, как Нигерия и Ирак. «В целом же фундаментально рынок становится более готовым к постепенному восстановлению добычи организацией», — резюмировал эксперт.
Аналитики «Финам» дают такие же прогнозы по стоимости Brent, отмечая высокий спрос на сырье: «Рынок быстро разберется с излишками, накопившимися за время кризиса, и нас ожидает некоторый дефицит предложения… Учитывая сложившуюся положительную конъюнктуру, мы поднимаем наш краткосрочный прогноз по ценам на нефть до $65 за баррель. К середине года скачок может ненадолго достичь $70. В более долгосрочной перспективе, однако, мы не думаем, что цены смогут закрепиться на этом уровне, учитывая, что динамика спроса во многом циклична, а искусственно сдерживаемые запасы скоро вернутся на рынок», — сообщило агентство.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук напомнил, что согласно их прогнозу средняя цена нефти на этот год $56 за баррель и восстановление до $60. «Вполне возможно, будет корректировка, но не сильная. Спрос восстанавливается, ОПЕК+ быстро реагирует. Через пару месяцев могут увеличить добычу для балансировки мирового рынка. Но сейчас главное — снижение мировых запасов и доведение их до среднего уровня. Это, скорее всего, возможно к концу этого года или началу следующего», — заметил эксперт.
Он подтвердил, что количество буровых резко увеличивается, но сама добыча в США не растет: «Сейчас они, скорее всего, выбирают самые лакомые кусочки с подготовленной инфраструктурой. Для развития новых регионов необходимы инвестиции. В ближайшее время добыча в США расти не будет. Увеличение можно будет увидеть, если цены удержаться на таких показателях полгода или год, но бума сланцевой добычи больше не будет», — заявил Полищук.
Вместе с тем, стоит отметить, что проблема сланцевой добычи, которая начинает давить на рынок после достижения $60 за баррель, никуда не исчезнет. В условиях выхода из рецессии, а также сокращения выручки от нефтяного экспорта, никто из альянса ОПЕК+ решать ее не будет. Возможно, при Байдене сланцевым компаниям не удастся получить разрешение на разработку новых участков и они действительно не смогут повторить собственные рекорды. Однако сланцевый сектор способен подождать, и фактор неконтролируемой сланцевой добычи вернется на рынок на несколько лет позже.
Екатерина Вадимова