Несмотря на всеобщий оптимизм в отношении вакцинации, 2021 год во многих европейских странах начался в жестких условиях борьбы с очередной вспышкой заболеваемости COVID-19, вызванного новым штаммом. В частности, Германия, заявившая о полном карантине с 16 декабря, продлила его до конца января, а Великобритания в первых числах нового года ввела третий национальный «локдаун», который по требованиям не уступает первому в конце марта 2020 г. И, как видно на рис. 1, на сегодняшний день большая часть Старого Света по уровню строгости ограничений находится в четвертом квартиле, а деловая активность продолжает замедляться. По предварительным данным за январь, индекс PMI Composite уже третий месяц подряд держится ниже отметки 50 из-за давления со стороны сервисных услуг (рис. 2).
В сложившейся ситуации восстановление спроса на моторное топливо в Европе продолжает откладываться, а ценовые спреды по ключевым нефтепродуктам к сырью, стоимость которого сохраняется на отметке $55/барр. (в большей степени за счет спекулятивных факторов, см. комментарий от 14 января) остаются существенно ниже докризисного уровня (среднего за 2015-19 гг.). Наиболее сильное давление сохраняется на рынке средних дистиллятов (рис. 3) из-за избытка предложения дизельное топливо, которое, к слову, так и не нашло масштабного применения в бункеровке (как ожидалось год назад при имплементации новых требований МАРПОЛ), а также сохраняющегося низкого спроса на авиационный керосин.
Так, крэк-спреды по авиатопливу и дизелю второй месяц подряд держатся на уровне $60 и $45 за тонну соответственно (против «доковидной» медианы в размере ~$140/тонна и ~$110/тонна за обозначенный выше период). Дифференциалы по автомобильному бензину хоть и продемонстрировали в январе небольшой рост относительно декабря, остались ниже среднего 5-летнего докризисного уровня почти в два раза ($70-80/тонна vs. свыше $140/тонна). В данной ситуации маржа европейской переработки сохраняется на околонулевом уровне (рис. 4).
Дальнейшая перспектива европейского топливного рынка в очередной раз будет определяться тем, насколько быстро страны региона смогут выйти из «локдаунов» и сократить накопленные запасы нефтепродуктов. Однако, по оценкам ведущих аналитиков, в 1 кв. 2021 г. рецессия в Еврозоне продолжится (-2,7% г-к-г), что может в очередной раз сказаться на уровнях загрузки НПЗ (напомним, в декабре для производства использовалось всего 65,3% имеющихся мощностей). Таким образом, перед компаниями с нефтеперерабатывающими активами по-прежнему стоит вопрос повышения эффективности для сохранения своей доли рынка и повышения маржинальности.
Московский нефтегазовый центр компании EY