Posted 22 января 2021, 11:57
Published 22 января 2021, 11:57
Modified 16 августа 2022, 21:48
Updated 16 августа 2022, 21:48
Согласно данным Национального бюро статистики КНР, в 2020 году переработка нефти на китайских НПЗ составила 674,41 млн тонн, или в среднем 13,51 млн баррелей в сутки, то есть на 3,2% больше, чем годом ранее. Суточного рекорда — 14,2 млн баррелей — переработка достигла в ноябре, а в декабре были лишь немного ниже.
Начиная с апреля китайские переработчики увеличивали производство благодаря сверхнизким ценам на нефть и восстановлению экономики страны и спроса на топливо. Импорт сырой нефти в Китай также вырос до беспрецедентного среднего уровня в 10,85 млн баррелей в сутки, что на 7,3% больше, чем в 2019 году.
В течение летних месяцев Китай бил рекорды по импорту нефти — танкерам приходилось неделями ждать, чтобы выгрузить нефть. Увеличению производства нефтепродуктов способствовал и запуск нескольких новых перерабатывающих установок; кроме того, китайские власти предоставили более высокие импортные квоты для независимых НПЗ — так называемым «самоварам».
В ближайшие четыре года Центральный банк Франции будет сокращать риски в нефтегазовой отрасли в рамках усилий по перенаправлению своих ресурсов на проекты в сфере возобновляемой энергетики.
Уже к 2024 году французский ЦБ перестанет кредитовать компании, которые получают более десятой части своих доходов от нефти и 50% от газа, и выйдет из акционеров всех компаний, получающих хоть какую-то прибыль от угля. А с текущего года Банк Франции больше не будет кредитовать добытчиков сланцевой нефти и газа, а также компании, у которых есть арктические или глубоководные проекты в этой сфере.
В то же время Банк Франции начнет действовать как активный акционер нефтегазовых компаний, заявляя, что будет голосовать против новых проектов разработки ископаемого топлива, предлагаемых компаниями, в которых он владеет долей.
Таким образом, французский ЦБ присоединился к растущей группе кредиторов, заявляющих о все большем нежелании вести дела с сектором ископаемого топлива на фоне стремления правительств и частного бизнеса обозначить амбициозные цели по сокращению выбросов в соответствии с Парижским соглашением об изменении климата. В прошлом году все ведущие кредиторы Уолл-стрит уже заявили, что больше не будут финансировать разведку нефти и газа в Арктике. Давление на нефтегазовые компании также усиливается со стороны акционеров, требующих от них более серьезного отношения к «углеродным следам», вынуждая их публиковать более подробную отчетность о выбросах.
Снижение доступности морских перевозок нефти из Саудовской Аравии и растущее количество нефтяных танкеров, имеющих свободные мощности, настолько сильно ударили по доходам владельцев супертанкеров, что некоторые получают убытки при транспортировке нефти из Персидского залива в Китай, сообщили Bloomberg судовые брокеры и аналитики.
Недавнее неожиданное решение Саудовской Аравии добровольно сократить добычу нефти на 1 млн баррелей в сутки в феврале и марте привело к снижению отгрузок нефти в адрес супертанкеров, каждый из которых способен перевозить до 2 млн баррелей. Также Саудовская Аравия объявила о сокращении объемов поставок нефти как минимум девяти покупателям в Азии и Европе. По данным Bloomberg, королевство снижает поставки некоторым НПЗ на 20–30%.
Кроме того, значительно уменьшились объемы хранения нефти в супертанкерах, которые стали активно использоваться для этой цели в разгар пандемии. Недавний быстрый рост цен на нефть усугубил бэквордацию на рынке нефтяных фьючерсов: нерегулярные поставки нефти по ценам в моменте превышают поставки в более отдаленные сроки. Это устранило стимул к наблюдавшемуся прошлой весной состоянию контанго для трейдеров, хранящих нефть на плавучих хранилищах, а сокращение в них хранимых объемов было обусловлено ростом спроса в Азии.
В результате, утверждает Bloomberg, опираясь на данные Балтийской биржи в Лондоне, из-за снижения доступности нефти на фоне увеличения доступности транспортировки владельцы супертанкеров каждый день несут потери, доставляя нефть из Саудовской Аравии в Китай. Однако этот убыток может быть для некоторых владельцев танкеров предпочтительнее, поскольку содержание судов на якоре также стоит денег, а танкер в течение длительного периода простоя может потерять разрешение на фрахтование.
Министерство финансов США за считанные часы до отставки президента Дональда Трампа расширило санкционный список лиц и компаний, подозреваемых в торговле венесуэльской нефтью в обход американских запретов. В него вошли Алессандро Баццони, Франсиско Хавьер Д’Агостино Касадо, Филипп Поль Вартан Апикян и компании Elemento Ltd и Swissoil Trading SA.
Компания Elemento, базирующаяся на Мальте, подозревается в участии в продаже как минимум пяти партий венесуэльской нефти в период с июля 2019 года по июль 2020 года. Расположенная в Женеве компания Swissoil попала в список после того, как оказала помощь в продаже и отгрузке венесуэльской нефти покупателям в Азии, иногда выступая в качестве лица, материально ответственного за получение партий нефти при посредничестве Elemento. Swissoil также получила часть венесуэльской нефти.
Кроме того, США добавили в санкционный список морские компании и суда, участвующие в транспортировке венесуэльской нефти. В их числе оказались украинская Fides Ship Management LLC, венесуэльский национальный институт INEA, которому принадлежит танкер «Максим Горький» под российским флагом, и российская компанию Rustanker LLC.
Всем организациям, которые вошли в список, грозит блокировка активов и долей в активах, включая любые организации, где попавшим под санкции компаниям принадлежит доля в 50% или более. Любым физическим и юридическим лицам США запрещено вести дела с фигурантами списка.
Ирак, второй по объему добычи нефти участник ОПЕК, сократил на 10-20% свои срочные поставки на 2021 год нескольким крупным индийским НПЗ, сообщает агентство Reuters со ссылкой на источники в отрасли. Некоторые из них отмечают, что этот шаг был совершенно неожиданным, учитывая регулярные нарушения Ираком условия сделки ОПЕК+.
Примечательно и то, что решение сократить поставки состоялось одновременно с восстановлением спроса на топлива в Индию, которая импортирует больше всего нефти именно из Ирака (далее идут Саудовская Аравия и ОАЭ). В конце прошлого года объемы импорта нефти в Индию достигли максимальных показателей за почти трехлетний период, а предварительные данные индийского министерства нефти показывают, что в декабре спрос на топливо в стране рос четвертый месяц подряд.
«Мы совершенно не рассчитывали, что Ирак сократит объемы поставок. Возможно, нам придется искать альтернативы, такие как выход на спотовые рынки нефти», — рассказал Reuters источник на одном из индийских НПЗ. Среди компаний, столкнувшихся с сокращениями поставок, оказалась Индийская нефтяная корпорация (IOC), которая в ноябре увеличила переработку на своих НПЗ до 100% мощности, поскольку потребление всех нефтепродуктов почти достигло уровней, имевшихся до пандемии. Теперь, согласно источникам Reuters, IOC получает на 10% меньше иракской нефти, или примерно 350 тысяч баррелей в сутки всех сортов с месторождений Басры.
Со своей стороны, Ирак в очередной раз пообещал, что в этом году компенсирует несоблюдение условий сделки ОПЕК+. Ранее нарушения квот Ираком вызывало регулярную критику со стороны партнеров по альянсу, в первую очередь Саудовской Аравии.
Подготовил Сергей Танакян