Posted 14 января 2021,, 09:55

Published 14 января 2021,, 09:55

Modified 16 августа 2022,, 21:48

Updated 16 августа 2022,, 21:48

Нефтяная налоговая реформа 2020 — что дальше?

14 января 2021, 09:55
Над механизмами поддержки нефтянки надо работать уже сегодня

Дефицит бюджета из-за пандемии COVID-19 подтолкнул Правительство к отмене ряда налоговых льгот для добычи нефти. Это позволит изъять из отрасли дополнительно 650 млрд руб. за пять лет, но негативно скажется на инвестиционной активности в нефтянке, а значит, и на будущих доходах бюджета. Восстановление спроса и снятие ограничений в рамках соглашения ОПЕК+ ожидаются не ранее 2023 г., но над механизмами поддержки нефтянки надо работать уже сегодня.

Пандемия COVID-19, вызвавшая падение цен на нефть и локдаун всей мировой экономики, потребовала от правительственных органов в срочном порядке искать источники финансирования возникшего дефицита бюджета. Нефтедобывающая отрасль по традиции стала одним из них. Были пересмотрены параметры налога на дополнительный доход (НДД) для пилотных проектов, отменена налоговая льгота по выработанности с возможностью перехода на НДД, аннулирована льготная экспортная пошлина для ряда проектов, полностью упразднены налоговые стимулы для высоковязкой нефти. Отрасль пережила самую масштабную после 2002 г. реформу.

Следует отметить, что необходимость пересмотра льгот назревала давно, объемы льготируемой добычи постоянно росли, к 2019 г. достигнув 274 млн т или 54% от производства в стране. При этом из-за высокой налоговой нагрузки требовались все новые стимулы, а работоспособной методики оценки эффективности действующих и новых налоговых льгот так и не было принято. Сложившаяся ситуация требовала системного решения проблемы.

Отмена льгот в условиях дефицита бюджета и ограничений добычи в рамках соглашения ОПЕК+ является предсказуемым, но не системным решением, и направлена на оперативное решение текущих проблем. Проведенный анализ показал, что в результате налоговой реформы 2020 г. отрасль потеряет 650 млрд руб. за пять лет даже с учетом компенсаций для ряда крупных активов. Однако это вовсе не означает, что эти средства автоматически станут доходами бюджета. Компании будут оптимизировать нерентабельную добычу, в результате чего размер общего «пирога» уменьшится. Усугубляет негативный эффект то, что налоговые условия были ухудшены для уже реализуемых проектов, инвестиционные решения по которым были приняты исходя из наличия льгот.

Учитывая, что отрасль является одним из крупнейших инвесторов в российскую экономику, формируя более 25% базовых доходов федерального бюджета, и выполняет важную социальную функцию в нефтяных регионах, необходимо уже сейчас проработать механизмы поддержки нефтедобычи после завершения пандемии и снятия ограничений в рамках соглашения ОПЕК+ с 2023 г. Ведь существенное сокращение производства в 2020–2021 гг. будет требовать от отрасли значительного увеличения объемов бурения для восстановления добычи нефти. В первую очередь представляются необходимыми следующие шаги:

  • законодательное закрепление не ухудшения налоговых условий для инвестиционных проектов в нефтедобывающей отрасли;
  • утверждение методики оценки эффективности налоговых стимулов для проектов в сфере добычи нефти;
  • введение дополнительных стимулирующих мер для нового бурения в нефтедобывающей отрасли с 2023 г.

Дарья Козлова, директор практики «Госрегулирование ТЭК» VYGON Consulting

Сергей Ежов, главный экономист VYGON Consulting

"