Американский инвестор и автор исследований Алекс Кимани опубликовал материал о расследованиях, которые ведутся в настоящий момент властями США, Бразилии и других стран в отношении ведущих глобальных торговцев нефтью — компаний Vitol, Trafigura, Glencore и т. д. Как установили правоохранительные органы, коррупционные практики и подделка отчетности давно стали для нефтетрейдеров реальностью, хорошо скрываемой от общества и правительств.
В последние два года некоторые из крупнейших мировых нефтетрейдеров стали предметом зависти многих небольших компаний этого сегмента, поскольку сумели получить невероятную прибыль в условиях одного из худших нефтяных кризисов в истории. Эти трейдеры, как связанные с ведущими нефтедобывающими холдингами, так и независимые игроки, проворачивали головокружительные операции, якобы следуя мантре Уоррена Баффета — быть жадными, когда другие напуганы, имея доступ к редким ресурсам, таким как гигантские подземные хранилища нефти.
Но, увы, похоже, что некоторые игроки выигрывают на рынке в основном за счет закулисных сделок.
В частности, Vitol Group, крупнейшая в мире нефтетрейдинговая компания, совсем согласилась выплатить $164 млн в виде штрафов и изъятия доходов от незаконных сделок в пользу Министерства юстиции и Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC) США за взятки в Бразилии, Мексике и Эквадоре. Кроме того, CFTC наложила на Vitol штрафные санкции за попытки манипулировать двумя эталонными котировками нефти компании S& P Global Platts.
Согласно документам Министерства юстиции, Vitol фактически признал, что давал взятки правительственным чиновникам в период с 2005 по 2020 годы. По данным американского Минюста, Vitol заплатила более $8 млн взяток руководству национальной нефтяной компании Бразилии Petrobras, которая предоставляла трейдеру ценные бумаги и информацию о тендерах. При этом, что Vitol в течение многих лет настаивала на абсолютной нетерпимости к коррупции.
Руководство CFTC уже сообщило, что «дело Vitol» является первым иском, когда-либо возбужденным комиссией в отношении фактов коррупции за пределами США. Кроме того, в отношении ряда независимых трейдеров, таких как Trafigura AG и Glencore Plc, а также должностных лиц Рetrobras в настоящее время ведется расследование в связи с предполагаемыми схемами взяточничества и использования агентов влияния для привлечения новых клиентов.
Становится очевидным, что коррупция в мире торговли нефтью может быть гораздо более распространенной, чем считалось ранее. Вот краткое изложение недавних случаев, когда нефтяные трейдеры-гиганты пытались заключить сделки недобросовестными методами.
В 2018 году бразильская прокуратура открыла расследование предполагаемых схем взяточничества со стороны Vitol, Trafigura, Glencore Plc и должностных лиц Petrobras. Упомянутое выше расследование является продолжением тянущегося шесть лет бразильского скандала, получившего название «автомойка» — он начался с проверки деятельности автомоек в городе Куритиба («Нефть и Капитал» писал об этом в № 10 2019 г.). После изобличающих обвинений со стороны Бразилии Министерство юстиции США начало собственное расследование в отношении трех крупных трейдеров.
Сейчас американский Минюст, CFTC, Генеральная прокуратура Швейцарии и Управление по борьбе с крупными мошенничествами Великобритании расследуют не менее четырех отдельных эпизодов взяточничества и нарушений в различных странах с развитой добывающим сектором по всему миру.
В отношении Trafigura рассматривается судебный иск в Бразилии о возмещении убытков, нанесенных компанией и ее бывшими руководителями, обвиняемыми в коррупции с участием менеджеров Petrobras. В результате судебного процесса могут быть заморожены активы ответчиков в размере 1 млрд бразильских реалов ($187,55 млн).
В прошлом году Федеральная прокуратура Швейцарии привлекла к уголовной ответственности нефтетрейдера Gunvor за заключение сделок с нефтью в Республике Конго и Кот-д’Ивуаре с помощью коррупционных действий. На Gunvor было наложено обязательство выплатить почти 94 млн швейцарских франков ($94,8 млн).
Таким образом, дел о взяточничестве в сфере торговли нефти, похоже, становится все больше.
А кроме того, оказалось, что нефтетрейдеры отнюдь не новички в еще более вопиющей практике — фальсификации финансовой отчетности.
Еще в апреле агентство Reuters сообщило, что легендарная сингапурская нефтетрейдинговая компания Hin Leong Trading Ltd систематически сводила свои бухгалтерские отчеты таким образом, чтобы скрыть убытки по фьючерсам на сумму $800 млн США на протяжении ряда лет. Еще более обличительной была публикация Wall Street Journal, где говорилось, что эта компания использовала «привычную и повсеместную» подделку документации для увеличения своих активов более чем на $3 млрд.
Двухмесячное расследование, проведенное назначенными судом независимыми администраторами, выявило запутанный бухгалтерский учет, который позволял проблемной компании завышать ценность своих активов в течение многих лет. Следователи обнаружили, что истинные активы Hin Leong составляли всего $257 млн, или лишь 7% от суммы в $3,5 млрд, в которую оценивались ее обязательства, в основном по кредитам от банков, включая крупнейший британский финансовый конгломерат HSBC Holdings.
За период, закончившийся 31 октября 2019 года, Hin Leong отчиталась о чистой прибыли в размере $78 млн против совокупных обязательств и капитала в размере $4,56 млрд. Однако расследования показали, что общие обязательства компании составили $4,05 млрд, а активы — всего $714 млн, то есть в балансе оказалась «дыра» в размере $3,34 млрд.
Согласно письменным показаниям сына основателя Hin Leong Лим Чи Мена, компания также тайно продавала миллионы баррелей нефтепродуктов, которые были заложены в качестве обеспечения по кредитам. Это привело к значительному разрыву между запасами, заложенными у кредиторов, и фактическими активами в распоряжении трейдера, что потенциально вело к огромным убыткам для банков. Интересно, что международная группа Deloitte & Touche LLP, проводившая аудит счетов Hin Leong за указанный период, не смогла выявить эти аномалии.
Все эти изобличающие сюжеты — серьезная неудача для рынков торговли нефтью и сырьевыми товарами, сектора, за которым закрепилась репутация, связанная с постоянными должностными преступлениями, преследующими отрасль на протяжении десятилетий.
Перевод: Сергей Танакян