Posted 13 октября 2020, 14:08
Published 13 октября 2020, 14:08
Modified 15 сентября 2022, 21:33
Updated 15 сентября 2022, 21:33
В настоящее время тренды рынка диктует спрос.
В отсутствии локдаунов спрос на авиационные перевозки начал восстанавливаться. В некоторых регионах, например, в России он восстановился до 80%, но сейчас начал «захлебываться». Спрос на авиационный керосин больше не растет.
По моторному топливу (бензин и дизельное топливо) мы видим похожую ситуацию. После локдаунов в апреле спрос упал до 60-70% от «доковидного» уровня — летом он начал восстанавливаться. И сейчас в этом сегменте восстановление спроса также начинает «захлебываться».
Если говорить о наземном транспорте, то трафик в часы пик восстанавливается намного медленнее во всех ключевых регионах, чем трафик в другие часы. Это свидетельствует, что многие люди остаются дома даже в отсутствии серьезных ограничений и не спешат ездить на работу, используя личный транспорт.
Сейчас спрос на авиационное топливо, бензин и дизель находится на уровне на 8 млн баррелей в сутки меньше или на 8% ниже докризисного уровня.
Если говорить о выздоравливающем спросе в 2020 году, то в идеале мы не должны были видеть никаких сезонных факторов. Сезонности (летом — пик, осенью — спад), которую мы обычно наблюдаем, при здоровом рынке не должно было быть. Но в этом году сезонность присутствует, и это говорит о том, что, к сожалению, спрос на нефтепродукты не восстанавливается здоровыми темпами.
В конечном счете, если нет спроса на конечный продукт, то какой смысл НПЗ потреблять нефть и производить этот конечный продукт? Особенно сейчас, ввиду того, что маржа переработки по регионам очень низкая. В Европе, например, маржа переработки на низкосернистый дизель — всего $2. Это самое низкое значение с апреля этого года.
Сегодня ОПЕК — главная движущаяся сила сокращения добычи. Сейчас это соглашение подразумевает постепенное увеличение добычи. И мы сталкиваемся с разнонаправленными тенденциями. В то время как восстановление спроса замедляется, ОПЕК, исходя из своего соглашения, наращивает добычу с 34 млн баррелей в сутки на 1 млн баррель в сутки в августе, затем еще на 1 млн баррелей в сутки в сентябре. В краткосрочной перспективе мы не видим условия для роста цен.
В апреле–мае в мире накопился огромный запас жидких углеводородов в нефтехранилищах. И сейчас, по идее, мы должны эти запасы постепенно расходовать. Но по факту даже при условии, что рост спроса усилится к концу года, мы не видим существенных предпосылок для роста цен и ребалансировки рынка. В лучшем случае, если свести баланс, рынок останется сбалансированным, но что же тогда делать с огромными накопленными запасами?
Баланс на рынке нефти очень хрупкий, он явно не в пользу растущих цен в краткосрочной перспективе — я имею ввиду 2020 и даже 2021 год. Достаточно сложно представить сценарий при всех равных условиях (что нет вакцины и т. д.), чтобы цены восстановились. Восстановление спроса происходит сейчас медленнее, чем все мы надеялись. Пока по нам не ударит длинный цикл — это недоинвестирование в проекты, а это произойдет через несколько лет, — сложно представить условия, при которых будет наблюдаться существенный рост цен на рынке.