Posted 9 сентября 2020, 15:27
Published 9 сентября 2020, 15:27
Modified 15 сентября 2022, 21:30
Updated 15 сентября 2022, 21:30
Российский СПГ стал конкурентом российского трубопроводного газа на европейском рынке, считает член комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Важенин. «Все-таки СПГ — это определенная конкуренция трубопроводному транспорту, в том числе или в первую очередь за границей. Конкуренция трубопроводному транспорту, на котором зиждется „Газпром“. Заявления о том, что нет на самом деле никакой конкуренции, это, наоборот, вытеснение потенциального СПГ из Америки — это не так, вы же понимаете, что этого нет», — заявил сенатор на форуме «ТЭК России в XXI веке».
«Преференция для СПГ просто беспрецедентна, в том числе в том, что с газа „Ямала СПГ“ в ближайшее десятилетие казна не получит ни копейки», — сказал Важенин, отметив, что в стратегии развития производства СПГ в России преобладают проекты НОВАТЭКа, а эта компания «на 50% не российская, пока на 50%». «Так вот, все-таки это доля российская или не российская?» — задается вопросом сенатор. В связи с этим Важенин спросил представителя Минэнерго: «Насколько верным путем мы идем, насколько правильна эта идеология, которую мы выбираем на сегодняшний день?»
Замдиректора департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго РФ Дмитрий Шведов не стал ничего говорить о том, какой газ с каким конкурирует в Европе, но не согласился с представлением о единоличном участии НОВАТЭКа в развитии СПГ. «Что касается единоличного развития СПГ НОВАТЭКа, я с этим не соглашусь. Я назвал бы как минимум еще два проекта, которые уже подтверждены, в стадии разработки — это Балтийский СПГ „Газпрома“ и развитие СПГ на Дальнем Востоке, что тоже происходит уже в рамках уже существующих проектов на Сахалине. Мы подсчитывали мощности всех проектов, которые заявлялись за последние несколько лет различными компаниями, и, кроме уже упомянутых НОВАТЭКа и „Газпрома“, там присутствовали и „Роснефть“, и различные независимые игроки. Но более всего активность проявляли компании, заинтересованные в производстве малотоннажного СПГ. В общих объемах производства они не так заметны, но для социальной политики СПГ, может быть, даже важнее… даже так и есть, чем крупнотоннажные СПГ», — цитирует Шведова «Интерфакс». При этом представитель Минэнерго назвал льготы «Ямалу СПГ» оправданными, так как они позволяют развивать российскую промышленность, обслуживающую проекты по сжижению природного газа.
«Предоставленные ямальскому СПГ беспрецедентные льготы, то они, в принципе, экономически обоснованы, и результаты их работы мы уже видим сейчас. Четвертая очередь завода „Ямал СПГ“ все-таки делается на отечественном оборудовании. Если бы не было предыдущих трех очередей, наверное, мы бы ее увидели очень нескоро», — уверен Шведов.
«На проекте „Арктик СПГ 2“ ни в сравнение больше отечественного оборудования, чем было на предыдущем проекте НОВАТЭКа. Мне кажется, эта тенденция будет сохраняться, и в скором времени мы получим если не полностью российскую, то с преобладающей долей локализации отечественную технологию производства СПГ», — резюмировал он.