Турецкая находка

24 августа 2020, 14:54
С открытием шельфовых месторождений в Черном море «Турецкий поток» получает серьезного конкурента не только в лице азербайджанского газа, но и в лице основного партнера — Турции

Реджеп Тайип Эрдоган не перестает удивлять: на днях турецкий лидер заявил об открытии крупнейшего газового месторождения у берегов Турции. Эрдоган назвал это событие историческим. «Мы обнаружили в Черном море крупнейшее в истории страны месторождение природного газа», — отметил президент Турции.

По данным из турецких источников, обнаруженные запасы составляют 320 млрд кубометров, но, по словам турецкого лидера, это только начало. «Эти запасы — часть гораздо большего источника. Будет воля Всевышнего, будет еще больше», — заявил Эрдоган. По его словам, эта находка дает Турции уверенность в будущем. И действительно, для современной Турции, которая полностью зависит от импорта энергетических ресурсов, открытие газового месторождения на своем шельфе — это просто подарок свыше.

Напомним, что Турция импортирует природный газ по магистральным трубопроводам из России, Ирана и Азербайджана, а также активно развивает импорт СПГ.

В прошлом году турецкие импортеры потратили порядка $41 млрд на закупку голубого топлива.

Это внушительная сумма с учетом падающего курса турецкой лиры и общих проблем в национальной экономике.

По заявлению турецкого лидера, первый газ с нового месторождения должен прийти турецким потребителям уже в 2023 году. Заявление очень амбициозное и вызывает много вопросов. Газовое месторождение находится на глубине 2,1 км и, по словам министра энергетики Турции Фатиха Дёмнеза, добыча потребует бурения еще как минимум на 1,4 км вглубь морского дна. По оценкам международных экспертов, данный проект не может быть реализован за три года. Непонятна пока и экономика добычи «турецкого газа».

И тем нее менее, «турецкая находка» — назовем это событие так — существенно меняет правила игры на южном направлении.

Турция еще недавно была крупнейшим рынком сбыта российского газа. Но за последние два года импорт существенно сократился: только в текущем 2020 году российский экспорт на турецком направлении упал практически в два раза. В целом, от политики диверсификации источников поставок газа больше всего страдает Иран — его доля в некоторые месяцы текущего года обнулялась. А Россия уступила первое место по экспорту Азербайджану, который активно наращивал поставки по новой трубопроводной системе TANAP.

Все это в совокупности с активными действиями турецкого руководства в Восточном Средиземноморье и Эгейском море по увеличению роли Турции в проектах по добыче газа создает риски для позиции российского газа как на самом турецком рынке, так и на рынке стран Южной Европы. Рыночная картина меняется буквально у нас на глазах: с открытием шельфовых месторождений в Черном море российский проект «Турецкий поток» получает серьезного конкурента не только в лице азербайджанского газа и СПГ, но и в лице основного партнера — Турции.

Как быстро произойдут изменения на рынке и насколько обещания турецкого лидера окажутся реалистичными, покажет время, но готовиться к негативному развитию событий на южном направлении надо уже сейчас.

И объективно поставки российского газа в Европу будут терять свое историческое значение как в силу ухудшающейся рыночной конъюнктуры, так и в значительной степени из-за активного развития альтернативных проектов по замещению голубого топлива и по добыче газа на южном направлении.

#Эксклюзив #Турецкий поток #Газовое сотрудничество с Турцией #Европейский газовый рынок #Россия #Азербайджан #Поставки газа #Турция
Подпишитесь