Российский экспортный сорт нефти Urals на прошедшей неделе обогнал по стоимости мировой эталонный сорт Brent — на северо-западном направлении российская нефть торговалась с премией в $2,35 к европейскому эталону, что является историческим рекордом в новейшей истории. Тому есть несколько объективных и субъективных причин: восстановление экономической активности в странах Евросоюза в связи с поэтапным смягчением карантина и, как следствие, увеличение спроса, дефицит сернистых сортов нефти на мировом рынке, созданный в результате санкционной политики Соединенных Штатов, запланированное в июле уменьшение на 40% морских отгрузок российской нефти на европейском направлении в связи с сокращением добычи по соглашению ОПЕК+. Европейские нефтепереработчики и трейдеры готовы платить премию за российскую нефть, но не могут найти дополнительные объёмы на рынке.
Эксперты рынка, как и некоторые представители международных и национальных нефтяных компаний, с началом текущего кризиса активно рассуждали о том, что российская нефть проигрывает конкуренцию другим сортам на европейском направлении и вскоре потеряет свой традиционный рынок, уступив американской, ближневосточной и африканской нефти. К счастью, эти прогнозы никак не оправдались на практике. Все дело в том, что мы имеем дело с рынком нефти — самым крупным и ликвидным сырьевым рынком в мире. Никакие математические модели и экстраполяция исторических данных не могут учесть всю палитру факторов, которые в конкретный момент могут повлиять на состояние спроса и предложения на данный сорт нефти, и, как следствие, на уровень цен.
В этом и кроется основная ошибка сторонников различного рода ограничений и санкций — рынок непредсказуем и очень изменчив. Российская нефть является основным ресурсом для большинства переработчиков в Восточной и Центральной Европе по совокупности целого ряда факторов: надежная система поставок по нескольким логистическим коридорам, точное соответствие технологическим параметрам европейских НПЗ, гибкая ценовая политика и… сложившиеся многолетние связи как на корпоративном, так и на личном уровне между поставщиками и покупателями. Последнее хоть и не является исключительно рыночным фактором, но играет куда более существенную роль, чем любые другие технические вопросы при организации коммерческой деятельности по экспорту нефти на любом направлении.
Вполне возможно, что в ближайшие месяцы мы сможем наблюдать рост спроса на российскую нефть на европейском направлении при сохранении премии к Brent. Предпосылки к такой структуре рынка уже созданы.